Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты по культорологии - файл Культурология.doc


Билеты по культорологии
скачать (41.8 kb.)

Доступные файлы (1):

Культурология.doc199kb.27.01.2006 17:49скачать

содержание
Загрузка...

Культурология.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Сущность культуры, ее структура и функции.

Культура (от лат. culture – «обрабатывать почву») – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных человечеством.

Также под культурой понимают:

  • результаты деятельности человечества

  • степень совершенства способов деятельности

  • степень духовной развитости личности.

Духовная культура включает в себя науку, мораль, нравственность, право, религию, искусство, образование. Материальная – орудия и средства труда, технику и сооружения, производство, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Структурно культура включает в себя:

  • систему образования

  • науку

  • искусство

  • литературу

  • мифологию, нравственность

  • политику

  • право

  • религию.

Также изучаются следующие аспекты культуры:

  • статика и динамика культуры

  • материальная и духовная культура

  • мировая и национальная культура

Функции культуры:

  • передача накопленного опыта

  • репродуктивная функция

  • социализация личности

  • познавательная функция

  • ценностная функция

  • нормативная функция

  • коммуникативная функция.

  • творческая функция

2. Сущность, структура и функции материальной культуры. Техника как составная часть современной материальной культуры.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Материальная культура включает в себя орудия и средства труда, технику и сооружения, производство и технологии, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта и т. д.

Структура:

  • культура труда и материального производства

  • культура быта

  • культура места жительства (дома, деревни, города)

  • физическая культура человека.

Функции:

  • удовлетворение материальных и духовных потребностей

  • реализация мыслей, творчество

  • материальное развитие

  • материальное закрепление накопленного опыта.

Техника – это средство преобразования среды, природы и самого человека, а также посредник между человеком и природой, задающий тип отношений между ними.

Как культурная ценность техника рассматривается в 3 аспектах:

  • как объект – это приборы, инструменты, машины

  • как знание (техническое) — умения, правила, теории

  • как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования

Человек развивает технику, воплощая в ней свои мысли, преобразуя природу. При этом человек сам становится частью созданного им технического мира. Достижения техники дают много новых возможностей, однако неправильное использование техники может привести к экологическим, ядерным или социальным катастрофам.

^ 3. Динамика культуры. Типы культурных изменений. Источники и факторы культурной динамики.

Динамика культуры описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. К ней относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры.

Культурная динамика бывает:

  • интеграционной или дезинтеграционной

  • восходящей или нисходящей

  • эволюционной или революционной.

Также культурные изменения различаются по месту и длительности:

  • крупномасштабные (период до 1000 лет)

  • микромасштабные (до 100 лет)

  • быстропроходящие (несколько лет).

Источниками культурной динамики являются:

  • инновации (открытие нового)

  • обращение к культурному наследию (переоценка и использование культурного опыта)

  • культурные заимствования (целенаправленное подражание)

  • культурная диффузия (стихийное распространение).

Каналами распространения культурного опыта являются, например, торговый обмен, туризм, миграция, колонизация, миссионерство, шпионаж.

Процесс целенаправленного заимствования культурных ценностей носит селективный (избирательный) характер. Перенимаются только те культурные ценности, которые:

  • могут быть поняты и использованы

  • могут быть полезны

  • могут удовлетворить потребности.

Также процесс культурного заимствования зависит от характера и интенсивности культурных контактов.

Общество создало систему культурным учреждений, которые сохраняют, передают и аккумулируют культурный опыт. В частности, к таким источникам знаний относятся музеи и библиотеки, школы и университеты.

^ 4. Мифология в разные периоды развития культуры. Познавательная функция мифа. Устойчивость мифологического сознания.

Миф – фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека.

В первобытном обществе человек не осознавал свою индивидуальность, считал себя частью своего рода и природы. Мифология как коллективное сознание давала человеку опору, надежду и цель, воодушевляла и объясняла смысл жизни.

В античности мифы являлись основой творчества классических скульпторов и архитекторов, поэтов и философов. В новое время идея познаваемости мира дала импульс для развития естественных наук. В эпоху Просвещения утопичные идеи гуманизма, лозунг: «Свобода, равенство, братство!» – стали основой народно-освободительных движений в Европе. Научно-технический прогресс стал причиной возникновения идеи технократии. К современным мифам можно отнести американскую мечту о равенстве возможностей, утопию коммунистического общества. Таким образом, миф является идеологической поддержкой общества, побуждающей и оправдывающей иллюзией человека.

Мифология первобытного общества стала начальной формой человеческого мышления, источником более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного. Мифы или сказки воспитывают каждого из нас в детстве, они служат источником вдохновения художников и ученых, даже рациональные теории содержат элементы мифологического мышления. Творческая личность сама создает себе мифологию из любого материала. Миф объясняет противоречия действительности, создает благоприятные условия для творчества и познания. Мифология как источник вдохновения является не только достоянием древности, но реально и существующим явлением настоящего. Также устойчивости мифологического сознания способствует одобрение коллектива, закрепление мифа как национальной идеи или идеологии общества.

^ 5. Место религии в системе культуры. Нормативное и ценностное значения мировых религий.

Религия относится к той области культуры, которая занимается познанием и рефлексией мира, человека и межчеловеческих отношений. Религия (от лат. religare – «связывать») – это система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов. Происхождения термина «религия» можно толковать двояко: религия «связывает» человека с Богом, а также «связывает» самого человека системой норм и догматов. При этом верующий человек через свою веру в Бога преодолевает чувство беспомощности и неуверенности по отношению к природе и обществу, а также очищает свою совесть.

Религии как форма духовного освоения мира осуществляет мысленное преобразование мира, его организацию в сознании. В ходе этого процесса вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие поведение человека, его отношение к миру. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же обосновывает и узаконивает существование самого ценностно-нормативного порядка, придает нормам и ценностям абсолютный характер. В системе религиозного мировоззрения существует особый элемент – сакральный мир, с существованием которого соотносит свою жизнь человек. Религия противопоставляет мирскому, социальному ценности веры, надежды, любви, утверждает приоритет духовного над материальным.

Религия состоит из 3 элементов:

  • мифология, представления

  • эмоции, чувства

  • обряды, действа.

Функции:

  • мировоззренческая

  • легитимизирующая (узаконивающая)

  • интегративная (сплачивающая)

  • компенсанаторная (утешительная)

  • коммуникативная

  • регулятивная

Религия является социальным институтом, представляющим собой сложную централизованную и иерархичную систему. Основная ее функция – осуществление нормативного воздействие на членов общества, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов.

^ 6. Наука, ее роль в различных культурах.

Наука – это сфера человеческой деятельности, которая вырабатывает и систематизирует знания о действительности. Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Объект – предметы и явления природной и социальной среды. Языком науки является мышление в понятиях. Наука состоит из естественных, общественных и технически наук.

Первоначально знания носили практический характер, которые были нужны для руководства конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилоне, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительное количество такого рода знаний, которые представляли собой зачатки будущей науки. Предпосылкой развития науки можно считать и мифологию, задачей которой было построение целостной картины мира.

В Древней Греции теоретическое знание отделилось от мифологии, стало комбинацией науки и философии. Такое знание называлось натурфилософским. Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления. Греки искали объективные законы действительности, стали использовать при этом систему абстрактных понятий и доказательный способ рассуждения. Древнегреческая наука создала первые теоретические системы в области геометрии, механики, астрономии.

В эпоху Средневековья большой вклад в развитие науки сделали ученые Востока и Средней Азии. Они сохранили древнегреческую традицию и обогатили ее в новых областях науки. На развитие науки в Европе оказала влияние христианская церковь. В Европе зародилась схоластика, алхимия и астрология. Появились новые научные методы: опыт и наблюдение.

В новое время наука служила потребностям капиталистического производства. В эпоху Возрождения наука отделяется от религии. Для проверки новых теорий использовался эксперимент. Большие успехи науки этого времени дали основу идее познаваемости мира. В XVII в. благодаря открытиям в физике, химии, биологии сложилась механистическая картина мира. Развиваются науки о человеке и обществе.

На рубеже XIX-XX веков произошел кризис классической науки. Это было вызвано новыми открытиями и методами, которые не укладывались в существующие концепции. Кризис подтолкнул к совершению новой революции в науке, которая началась в физике и распространилась на все науки.

Во второй половине XX века наука сближается с производством, изменяется организационная форма науки. Усиливается связь науки со всеми сферами общественной жизни. Происходит углубление и интеграция отраслей науки. Комплексное развитие науки дает надежду на решение глобальных проблем человечества, связанных с энергетикой, ростом численности населения, освоением космоса.

^ 7. Художественная культура, ее функции.

Сущность художественной культуры заключается в том, что художник образно познает и моделирует фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме. Любая область художественной культуры, всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство. Искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Художественный образ – это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, воплощенное в глине, краске, камне, звуках, фотографии. Виды искусства – это устойчивые формы творческой деятельности, различающиеся по способам его материального воплощения:

  • изобразительное искусство

  • литература

  • музыка

  • архитектура и прикладное искусство

Искусство оказывает эстетическое воздействие на личность. Автор перерабатывает события и факты, взятые из действительности, воспроизводит новую реальность – художественный мир.

3 основные функции искусства:

  • познавательная – «истина»

  • эстетическая «красота»

  • нравственная – «добро»

Главной целью искусства является социализация человека, утверждение его самоценности.

^ 8. Идеология и общественное сознание. Культура и общество.

Общественное сознание – это совокупность воззрений людей на явления природы и социальную реальность. В общественном сознании различают два уровня: обыденное и теоретическое сознание.

Обыденное сознание – это непосредственное отра­жение реального процесса жизни людей в форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т. д. Ему характерны рациональность и практичность.

Одной из сторон обыденного сознания является общественное мнение, отражающее отношение (скрытое или явное) к событиям и фактам действительности. Источниками формирования общественного мнения могут выступать СМИ, научные знания, опыт, слухи, молва и т. д. Формами выражения общественного мне­ния являются референдумы, конференции, совещания, манифестации и т. д.

Второй уровень общественного сознания – теоретическое сознание – отражает сущность и глубинные процессы общественной жизни. Выражается оно в форме взглядов, теорий, законов. Теоретическое сознание основывается на обыденном сознании и здравом смысле.

На достижения теоретического общественного сознания опирается идеология. Идеология – система взглядов, идей, теорий, выражающих интересы определенных групп общества. Идеология создается определенными слоям общества – идеологами, политиками, учеными. Интересы народа, представления его об общественно-политической жизни являются почвой для формирования идеологии. Основными функциями политической идеологии являются овладение общественным сознанием, создание позитивного образа предлагаемых целей и задач политического развития. При этом идеология направлена на осуществление гражданами необходимых действий.

Общественное сознание может не только отражать бытие, но и активно способствовать его перестройке. Конечно, одному человеку очень трудно повлиять на общество, для этого требуется организация усилий множества людей. Идеалом организации является гражданское общество, которое признает набор естественных прав человека, а каждый человек занимает гражданскую позицию по отношению к обществу. Такая развитая форма организации общества требует не только материальной и экономической основы, но и высокого культурного уровня. Культурные нормы и ценности воспитывают людей, регулируют их отношения, удовлетворяют некоторые духовные потребности. Посредством идеологии руководство доносит свои идеи до людей, которые выражают свое отношение через общественное мнение. Эти культурные феномены являются результатами развития и средствами организации общества. Таким образом, культура является необходимым элементом жизни людей и общества.

^ 9. Содержательные элементы духовной жизни общества: язык и речь, обычай, нормы, ценности, знания.

Духовная культура общества представляет собой мировоззренческую систему, картину мира. Эта система базируется на культурных элементах: обозначениях, нормах и ценностях.

Культурными обозначениями называют средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям общаться, понимать и передавать культурный опыт. Коммуникации и обмен информацией основаны на языке, системе знаков. Знак – это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. п.), который замещает, представляет другие предметы, свойства и отношения. Существуют 5 видов знаковых систем:

  • естественные знаки или знаки-признаки

  • функциональные знаки, указывающие на функцию предмета

  • конвенциональные знаки (сигналы, условные обозначения, образы и символы)

  • вербальные знаки, составляющие речь

  • знаки записи (письмо, нотная грамота)

Культурные нормы – правила, предписания, пожелания, регулирующие человеческое поведение. Это идеальные образцы поведения, то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Нормы существуют в форме разрешений и запретов. Культурная норма имеет мотивационную основу, т. е. норма соблюдается тогда, когда человек заинтересован это сделать. За нарушение норм следует наказание в разных формах. Нормы культуры изменяются в соответствие с изменениями общества. Сохраняющиеся нормы называют обычаями, передаются следующим поколениям в форме традиций. Обычай – это традиционно установившийся порядок поведения. Обычай основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

Ценности – это абстрактные понятия, социально одобряемые представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. п. Ценности служат эталоном и идеалом для людей. С развитием культуры ценности переоцениваются. Ценности бывают жизненными, моральными, эстетическими, религиозными, социальными, политическими, экономическими. Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знания – достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания – специализированной деятельности ученых. Истинные знания признаются научными.

^ 10. Личность и культура.

С биологической точки зрения человек – это результат эволюции. Человек выделился из природы благодаря своему разуму и сознанию. Люди научились создавать орудия труда, изобрели язык, стали организовываться в общество. Таким образом, человек развивается не только биологически, но и культурно.

Коллективная, организованная деятельность людей порождает культуру. Однако конкретные, практические действия осуществляют члены общества. Человек по отношению к культуре выступает в нескольких ролях.

  1. Творец культуры, ее производитель. Т. е. человек создает новые культурные формы или выражает свое отношение к существующим формам, интерпретирует их. Через творчество человек реализует себя, раскрывает свои таланты. Творчество направлено на развитие, являясь в то же время результатом развития.

  2. «Транслятор» или проводник культуры. Когда человек создает или воспроизводит что-либо, он тем самым передает информацию о своих действиях, передает свой опыт другим людям.

  3. «Продукт» культуры. Человек формируется как личность приобщаясь к культуре. Приобщение к культуре происходит во время воспитания, обучения, социализации. Адаптируясь к культуре, человек становится ее носителем.

  4. «Потребитель» культуры. Человек использует достижения культуры для личных целей и для взаимодействия с другими людьми. При этом человек пользуется выработанной системой норм и ценностей, языком, различными практическими и научными знаниями.

Одной из проблем отношений личности и культуры является проблема соотношения личностного и общественного. Эта проблема заключается в определении права личности на свое понимание норм и ценностей общества, права на свое самоопределение. Полную свободу личности дать невозможно, т. к. это разрушит общество и приведет к деградации культуры. Однако ужесточение и урезание прав ведет к торможению развития. В современном либеральном обществе личность обладает довольно большими правами и свободами. Такой уровень личной свободы возможен только при соответствующем уровне ответственности, образованности и профессионализма. С другой стороны, человек может использовать блага общества только при глубоком знании принципов и законов общества. Таким образом, высокий культурный уровень человека обеспечивает его права, свободу, возможности.

^ 11. Культура этноса. Национальная культура и ее символы.

Носителем культуры является не личность, а народ или этнос. Считается, что у каждого народа своя культура. Этнос – это большая кровнородственная группа людей, образующих племя, народность, нацию. Признаками единства и общности этноса являются:

  • кровное родство (происхождение от общего предка)

  • преемственность поколений

  • единство территории

  • единство языка

  • общая историческая судьба

  • общие традиции

  • общее самосознание (этническая идентификация)

Прежде всего этнос формируют единство территории и кровное родство. Остальные признаки являются культурными, социальными и историческими. Признаки единства этноса становятся отличительными его чертами в составе нации. Нация состоит из этносов или является исторически развитой формой этноса. Основами нации прежде всего являются:

  • единство территории

  • общность экономической жизни

  • единство языка

На основе определенной нации складывается государство. А в государстве на первый план выходят экономические и политические ценности. Поэтому некоторые уникальные культурные признаки этноса сглаживаются, если не вписываются в культурную жизнь нации. С другой стороны, малые народы входят в состав нации, чтобы сохранить себя, продолжить свое существование в составе более мощного и развитого государства.

У каждой нации существуют символы, составляющие ее культурное единство. Символами национальной культуры являются флаг, герб, гимн государства. Также символами могут быть выраженные в определенных образах индивидуальные черты нации. Русским, например, характерны доброта, гостеприимство, но и безответственность. Когда говорят: «Русский авось» – понятно, что имеется в виду. Символами нации могут стать яркие и всемирно известные личности, национальные герои. Для русского народа это, например, Пушкин, Чайковский, Ломоносов, Петр Великий. Символы национальной культуры выражают своеобразие нации на мировом уровне.

^ 12. Институциональная и профессиональная культура.

Институциональная культура представляет собой совокупность культурных комплексов, регулирующих деятельность людей и организаций. Институты – это закрепленные формы организации общества, а также сложившиеся механизмы, удовлетворяющие потребности больших групп людей. Социальными институтами называют учреждения, министерства, но и устоявшиеся принципы их функционирования. Создание социального института служит для организации системы в определенной сфере общественной жизни. Такая система опирается на материальную базу, на конкретных людей и на институциональную культуру.

Существует несколько сфер действия институтов: экономика, политика, образование, религия, семья. Признаки институтов носят культурный характер:

  • символические культурные признаки

  • идеология

  • письменный и устный кодекс

  • нормы и образцы поведения

  • практические культурные черты

Для конкретного человека институциональная культура служит двум целям. Во-первых, это осознание своего места в системе, ответственности за выполняемые действия. Во-вторых, это удовлетворение потребностей человека, наделение человека определенными правами. Социальный институт, построенный по культурным принципам, обладает высокой устойчивостью, а также способен к саморегуляции и саморазвитию.

Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации. Различают формальную и реальную квалификацию. Формальная квалификация основывается на подтверждающем документе (дипломе, аттестате, удостоверений). Реальную квалификацию человек приобретает с опытом, который вырабатывается после нескольких лет работы в данной области. Опытный работник обладает всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями и умениями. Профессионализм заключается в умении выполнить поставленную задачу в заданных условиях.

^ 13. Антикультура и контркультура. Субкультура.

Общество распадается на множество групп: национальных, демографических, социальных, профессиональных. У каждой из этих групп постепенно формируется собственная субкультура. В отдельных сторонах субкультура отличается или противостоит главенствующей культуре. Но в главных чертах она согласуется и продолжает доминирующую культуру. Субкультуру отличает особая система норм и ценностей. Выражается это в языке, взглядах на жизнь, манерах поведения, прическе, одежде, обычаях. Обычно субкультура добавляет к общепринятым свои ценности, характерные только для данной группы. Если субкультура противоречит доминирующей культуре, то называется контркультурой.

Контркультура – это такая субкультура, которая отличается от доминирующей культуры и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Контркультура возникает в обществе потому, что доминирующая культура не способна охватить и упорядочить все сферы общественной жизни. Существование контркультур очень важно, т. к. они обычно носят прогрессивный характер. Христианство раньше подвергалось гонениям, однако оно сохранилось и пережило Римскую империю. А идея коммунизма оказалась несостоятельна в настоящее время.

Антикультура – это совокупность социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в культуре. Антикультура даёт человеку мнимую свободу, она навязывается обществу через систему пропаганды с целью трансформировать общественное мышление и жизнь. Антикультура может быть агрессивна и деструктивна и всегда служит интересам отдельной группы людей, либо государственным интересам. Антикультура абстрактна и античеловечна, склонна к замещению индивидуального общественным. В общем, антикультура служит инструментом разрушения, инструментом революции.

^ 14. Массовая и элитарная культура.

В середине XX века средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. СМИ стали каналами для передачи массовой культуры. Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Потребители массовой культуры имеют в общем невысокий культурный уровень, что требует адаптации транслируемой информации. Эстрадная музыка, например, понятна и доступна людям с любым уровнем образования, людям всех возрастов. При помощи массовой культуры в народ проводятся идеи «сверху». Массовая культура является мощным инструментом манипулирования общественным сознанием. Возможности массовой культуры потенциально очень высоки. В настоящее время эти возможности не используются в полной мере, а значение массовой культуры до конца не осмыслено.

Элитарная культура – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная или высокая культура создается профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Элитарная культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. Элитарная культура – это «искусство для искусства». Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Специалисты называют иногда точные сроки – 50 лет. Потребителем элитарной культуры является высокообразованная часть общества. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

^ 15. Типология культуры. Коды дописьменных, письменных и экранных культур.

В зависимости от способов самоорганизации культуры принято выделять 3 типа культуры: 1. дописьменный (традиционный) ; 2. письменный (книжная культура) ; 3. экранный (в стадии формирования). В основу каждого из типов культуры положен определенный культурный код, т.е. способ хранения и передачи информации, тип культурной памяти.

Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период, эпоху деятельности и варварства, от 40 до 4 тыс. лет до н.э. Основу допис. культуры составляет мифологический культурный код. Миф. культ. код основывается на ряде базовых символов. Главными из них явл. тотемно-анимистические. Тотем символизировал родство чел. с объектами живой природы. Анимизм – вера в существование духов и душ. Душа символизировала жизнь того существа, кот. она одушевляла. Миф. культ. код обеспечивал неизменность, замкнутость традиций культур. Образец поддерживался ритуалом.

Письменные культуры возникают на рубеже 4 - 3 тыс. до н.э. (в странах Древнего Востока). Возникновение письменности было связано с усложнением соц. жизни, появлением первых государств, развитием и разделением труда, освоением новых форм деятельности. Появляются новые виды знаковой деятельности: письменность, числа, счет, простейшие операции с числами, чертежами и т.д.

Письменность проходит в своем развитии 3 этапа: 1. пиктограмма – схем. рисунок; 2. иероглиф – более условное изображение; 3. алфавит (в 7 в. до н.э. в Финикии). Основными носителями письменного кода культуры являются священные книги (Книга мертвых, Завет и т.д.)

Новая перестройка культурного кода происходит во второй половине 15 в. (эпоха Возрождения). Она была связана с возникновением книгопечатания. В 1445 г. И. Гуттенберг создал печатный станок. Первым изданием стала библия. К кон. 15 в. в Европе было уже 1100 типографий, в кот. печаталась лит-ра по всем отраслям знаний на всех языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию просвещения и образования. Окончательно новый культурный код утверждается во второй половине 18 в. В основу культурного кода зап. Европы Нового времени было положено научное знание.

Экранная культура берет свое начало с возникновением кинематографа - 28.12.1895 (братья Люмьер). В конце 20-х годов и 20 века была решена проблема синхронизации звука и изображения на экране. Началась эра звукового кино (1928г.) Следующим этапов в развитии экранной культуры стало появление телевидения, затем компьютера, в кот. современные ученые видят итог эволюции книги. Благодаря широкому распространению компьютеров каждый человек получил свободный выход в мир информации. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Благодаря глобальным компьютерным сетям мир становится более взаимосвязанным, целым. Специалисты отмечают, что информационная и компьютерная революция имеет некоторые негативные последствия. Компьютерная революция может привести к снижению индивидуального начала общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации (и труда). Личное общение отходит на второй план.

^ 16. Формационный, культурно-исторический и цивилизационный подходы в исследовании культурных процессов.

Общество, как и любая сложная самоорганизующаяся система, изменяется и развивается, проходя определенные исторические стадии. Формационный подход называется так же стадиальным и прогрессистским. Впервые его сформулировал К. Маркс, выдвинув идею о 5 последовательно сменяющихся общественно-экономических формациях: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическое (или социалистическая). Согласно марксисткой традиции, формация определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и т.д. Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Но у Маркса есть и деление истории на 3 формации: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Во второй половине 20 в. сформировался другой подход, рассматривавший историю развития как смену трех стадий человеческого развития: доиндустриальное общество, индустриальное и постиндустриальное.

Авторами цивилизационного подхода являются Данилевский, Тойнби, Шпенглер и др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего человечества. Оно развивается локальными (человеческими) цивилизациями, которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры; неповторимые и свойственные только данной цивилизации. Разные авторы насчитали 7, 11 и более цивилизаций, такие как Древний Египет, Древняя Греция, Римско-Эллинская, Китайская и др. Показателем и выразителем, как и источником развития цивилизаций выступает культура, понятие прогресса отсутствует. Существуют разные варианты цивилизационного подхода:

1) Культурно-исторический подход использовал немец Шпенглер, взгляды которого были широко распространены в первой половине 20 в. Он считал, что каждая культура имеет собственную цивилизацию, но каждая культура существует изолировано и замкнуто. Она появляется на определенном этапе исторического процесса, а затем погибает. Таких культур Шленгер насчитал 8: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Любая культура, как и цивилизация, переживает возрасты отдельного человека: детство, юность, зрелость и старость. Смерть культуры, по его мнению, начинается с возникновения цивилизации, когда вся культура сосредотачивается в крупных городах, а вся остальная часть общества превращается в провинцию. Городской житель лишен традиций и растворяется в бесликой массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.

2) За 50 лет до Шпенглера русский ученый Данилевский утвердил идею о национальных цивилизациях. В своей книге «Россия и Европа» он доказал, что всякое племя или семейство народов характеризующееся языком или группой близких языков, составляет культурно-исторический тип.

3) описывал историю человеческого общества не прямой линией прогресса, а представлял в виде ряда цивилизаций, каждая из которых возникает, развивается, а затем деградирует и погибает. Он рассматривал цивилизации в качестве «кирпичиков» из которых строится здание истории человечества. Под цивилизацией он понимал устойчивую общность людей, объединенных прежде всего духовными традициями, а также географическими рамками. Тойнби различал такие цивилизации как: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская и христианская, индусская, исламская и т.д. Согласно его классификации в истории человечества существуют около 30 локальных цивилизаций.

^ 17. Основные характеристики и классификация цивилизаций. Различия между цивилизацией и культурой.

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно свести к трем основным.

В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовный аспект и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Сторонники третьего подхода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922) , согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней три основные стадии: 1) аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества; 2) индустриальную, связавшую с капитализмом. 3) Постиндустриальная. Она вызвана научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество. Существуют также и другие классификации. Так, в зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть глобальной, то есть мировой, континентальной (например, европейская), национальной (французская, английская), региональной (североафриканская). Иначе смотрят на классификацию цивилизаций ученые-востоковеды, которые полагают, изначально она распалась на два "древа" - Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются: 1) образование государства; 2) возникновение письменности; 3) отделение земледелия от ремесел; 4) расслоение общества на классы; 5) появление городов. В цивилизации особую роль играет технология. Для нее характерны устойчивая цивилизация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация. Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.

^ 18. Запад и Восток как культурологические понятия, их место в системе мировой цивилизации. Место России в диалоге западных и восточных культур.

Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. "Запад" подразумевает европейскую и американскую культуру, "Восток" – страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социальной динамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восточной культуре характерен коллективизм, западной – индивидуализм. Однако сегодня можно говорить, что восточные культуры, не потеряв своего самобытного начала, восприняли многие черты, характерные для западного мира.

В рамках Восточной культуры выделяются 4 основных культурно-исторических типа:1. индо-буддийский 2. китайско-конфуцианский 3. арабо-мусульманский 4. японский. В рамках Западной культуры выделяются:1. европейская 2. американская 3. австралийская

Специфика российской культуры, ее биполярность между Западом и Востоком – одна из наиболее дискуссионных проблем отечественной науки.

^ 19. Ислам. Особенности арабо-исламской культуры.

Ислам – вторая после христианства по числу последователей мировая религия, религия смирения и полной покорности всевышней воле. Её основал в VII веке на почве арабских племенных религий пророк Мухаммед. Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле. Аллах – бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Священная книга мусульман – Коран. В нем зафиксированы основные идеи и вероучения Мухаммеда. Основное содержание Корана так же тесно связано с Библией, как и сам ислам близок иудео-христианству. Коран, как и Библия, это своего рода божественная энциклопедия, «книга книг», универсальный свод знаний о жизни. Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять – исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Принцип исповедания – центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Молитва – обязательный каждодневный пятикратный ритуал. Те, кто не молится пять раз в день – неверные. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения. У мусульман лишь один главный и обязательный пост – рамазан, он длится месяц, в течение которого от рассвета до заката правоверные, кроме малых детей и больных, не имеют права есть, пить, курить и развлекаться. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Хадж – это паломничество. Считается, что каждый здоровый мусульманин должен раз в жизни посетить святые места в Мекке. К этим пяти иногда добавляют ещё один столп веры, шестой – священную войну против неверных (джихад или газават). Участие в войне освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному, павшему на поле боя, место в раю.

Место богослужения, проповедей и молитв – мечеть. Это также место собраний правоверных во всех важных случаях жизни, своего рода культурный центр. Важная функция мечети – организация обучения детей. Образование в исламских странах было всегда религиозным и находилось под попечительством местных духовных властей. Имам и мулла данной мечети были одновременно здесь и учителями.

В отличие от христианства, ислам развивался в условиях религиозно-политической слитности, так что его авторитетами были сами политические и одновременно религиозные вожди – пророк, халифы, эмиры, представители власти на местах. Любой чиновник обязан был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, т.е. считаться с ролью духовенства, с силой религии. Ислам послужил мощным импульсом развития такого феномена, как «мусульманский мир», который вырос на обширной территории Ближнего Востока с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе и на культурные центры христианской Европы. Кроме арабских стран ислам исповедуется в Индии, Китае, Индонезии. От арабских государств Северной Африки ислам распространился в соседние негритянские страны и продвигается дальше на юг. Из многих религиозных систем современного мира ислам является одной из наиболее значительных сил.

Особенностью арабо-исламской культуры является очень широкая по охвату система социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми. Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Мужчины-мусульмане должны ходить с покрытой головой. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для ношения в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается благочестивой обязанностью. На основе создания общего культурного пространства ислам и художественные традиции разных народов обогатили друг друга, а некоторые национальные жанры и сюжетные линии, например поэтические, приобрели общемусульманское значение.

^ 20. Буддизм. Индо-буддийская культура.

К мировым религиям относится также и буддизм. Буддизм – религия преодоления страданий. Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н.э., на пять столетий раньше христианства и на двенадцать – ислама. Сиддхартха Гаутама, известный миру под именем – Будды, т.е. Просветлённого, был сыном князя из племени Шакъя. Мир, как его видел Будда, это успокоение – вот реальное единственное блаженство, которое может дать жизнь. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворённое желание – всё это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты – вот путь к уничтожению страданий. Чтобы избежать страдания, человек должен подавить в себе всякую привязанность, всякое желание, стать безразличным к радостям и горестям жизни, к самой смерти. Именно за этим путём лежит полное освобождение, нирвана.

Развивая свое учение, Будда разработал подробный так называемый восьмиступенный путь, метод постижения истины и приближения к нирване. Праведная вера, следует поверить Будде, поверить, что мир полон скорби и страданий и что необходимо подавлять в себе страсти. Праведная решимость, следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления. Праведная речь, следует следить за своими словами, дабы они не вели ко злу – речь должна быть правдивой, доброжелательной. Праведные дела, следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела. Праведная жизнь, следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому. Праведная мысль, следует следить за направлением своих мыслей, гнать всё злое и настраиваться на доброе. Праведные помыслы, следует уяснить, что зло – от вашей плоти. Праведное созерцание, следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредотачиваться, созерцать, углубляться в поисках истины. Следуя этим путём, человек достигает просветления, становится святым и погружается в нирвану – небытие, когда прекращается цепь перерождений и смерть уже не ведёт к новому рождению, а освобождает от всего – от всех желаний, а с ними и от страданий, от возвращения в какой-либо форме индивидуального существования. В буддизме большое значение имеет заповедь милосердия. Нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно доброжелательно относиться и к добрым и злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это лишь множит зло и страдание.

В Индии возникло немало буддийских центров, храмов и монастырей, но всё же большого распространения буддизм не получил и в мировую религию превратился за её пределами – в Китае, Японии, Средней Азии, Корее, Вьетнаме и ряде других стран, уже давно утратив позиции на своей родине.

Индо-буддийская культура. Хорошо сохранилась живопись на стенах храмов: сцены из жизни Будды, его воплощения, сцены из жизни индийцев. Изображениям присуща изысканная эстетичность (только женских причесок насчитывается 240 видов). Древние живописцы руководствовались принципом: путь добродетели – путь красоты. Каменная резьба покрывает потолки, стены, колонны храмов. Город как средоточие культуры резко противостоял деревне. Объединяли страну не только новые религиозные представления, но и санскрит как универсальный язык, хотя существовала литература и на других языках. Развитие скульптуры больше связано с буддистскими памятники. В древнеиндийской драме жанры трагедии или комедии не были обособлены, так как согласно религиозной установке нельзя было выводить зрителя из душевного равновесия. Запрещались изображения борьбы, лишения власти, всеобщих бедствий, несчастливые развязки. Фоном человеческих переживаний служат поэтически одухотворенные пейзажи. В светской литературе религиозные ценности высмеиваются. В то же время основное внимание уделено эротике, женской красоте (камасутра). Плотская любовь – символ любви к богу. В художественной литературы особенно сильно развивается лирика. В то же время развивается философия как более светский вариант религиозного мировоззрения.

^ 21. Христианство. Основные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм.

Наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира – христианство, появившееся в I веке нашей эры в Иудее – восточной провинции Римской империи. В основе христианства – учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришёл к людям с добрыми деяниями и заповедал им законы праведной жизни. Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, «разовый» процесс, направляемый богом: от начала (сотворения) к завершению, концу (приход мессии, страшный суд). Священное Писание христиан – Библия. Христианство привлекало людей обличением испорченности мира и справедливости. Им было обещано царство божье: те, которые здесь первые – там станут последними, а последние здесь – там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена, высший суд свершится и каждому будет воздано по делам его. Проповедь Евангельского Христа призывала не к политическому сопротивлению, а к нравственному совершенствованию. Особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь – это сообщество людей, верящих во Христа.

Первые шаги христианства в I-II вв. ограничивались районом Средиземноморья, затем оно проникло в центрально-европейские страны и лишь в VII-XII вв. – на северо-восток Европы. В эпоху Великих географических открытий началась активная деятельность христианских миссионеров (проводников религиозного учения), которая продолжается и в наше время. В конце XV в. они вместе с завоевателями высадились на берегах только что открытой Америки. В XVI в. к христианскому миру была присоединена большая часть Филиппин. Неудача постигла миссионеров в Африке. Лишь в XIX в. в результате активной колонизации удалось обратить в христианство многих жителей «чёрного континента». Та же колонизация приобщила к нему и основную часть населения Океании. Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная с IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства – в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Образовались две христианские конфессии – православие и католичество.

Православие утвердилось в Европе на территории, некогда принадлежавшей Византийской империи или странам, находившимся под её влиянием: на большей части Балканского полуострова и в России. Слово «православие» – перевод греческого «ортодоксия», т.е. умение правильно славить Бога. В православной церкви в целом вследствие относительной слабости и политической малозначимости никогда не было массовых гонений типа «святой инквизиции». Основной закон православия: никакое лицо, никакой орган Церкви, как бы широк по составу он ни был, не может быть совершенно непогрешимым. В вопросах веры непогрешима лишь Церковь – “тело Христово” – как целое. В православии Предание понимается не только как свод священных книг, писаний и решений соборов, но и как непосредственное действие Духа Святого и земной Церкви. Считается, что именно эта мистическая составляющая церковного Предания сохраняет преемственность и чистоту Православной Церкви.

С усилением древней Руси заимствованное ею из Византии православие постепенно укреплялось и назначавшиеся из Константинополя митрополиты превратились, наконец, в XVI в. в самостоятельных патриархов. Православие принесло с собой из Византии на Русь высокий уровень культуры, нравственного опыта, философско-богословской мысли, эстетического чувства. Церковное искусство оставило бесценные творения зодчества, иконописи, пения. В годы татаро-монгольского ига и смут Русская православная церковь мирила враждующих князей, была хранительницей национальной культуры. Она занимала патриотические позиции в годы бедствий, вражеских нашествий.

Термин ”католичество” означает «всеобщая (соборная) Церковь». Католическая Церковь – значит всеобщая, вселенская, претендующая на то, что она, и единственно лишь она, является истинным и полным воплощением христианства. Католическая церковь, в отличие от православной, имеет единого главу – Папу. Глава церкви считается наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. Папа исполняет тройную функцию: епископа Рима, пастыря Вселенской Церкви и главы Государства Ватикан. Католицизм занял ведущее место во многих странах Европы и Америки. С благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой» античности с её свободомыслием. Католические священники (дававшие обет безбрачия и потому не связанные в своей деятельности лично-семейными интересами, целиком отдававшие себя службе, интересам церкви) ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно карали еретиков, к числу которых относились все, кто хоть в чем-либо смел отклониться от официального учения. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах “святой” инквизиции, а остальным, запуганным и смирившимся “грешникам”, церковь охотно продавала за немалые деньги индульгенции – отпущения грехов.

Согласно статистическим данным, в мире насчитывается от 600 до 850 млн., католиков, что составляет около 15% планеты. В Латинской Америке 90% населения – католики, В Европе их около 40%, в Северной Америке – только 25%, в Африке – 13%, а в Азии не больше 2,5%, причем две трети из них живут на Филиппинах. В непростых условиях оказалась Католическая Церковь в странах Восточной Европы, долго находившихся под давлением атеистической пропаганды. Сегодня католическая церковь провозглашает необходимость поисков решения глобальных проблем современности в духе гуманизма, уважения жизни и достоинства человеческой личности.

В первой половине XVI века реформаторское общественное и религиозное движение, направленное на изменение самых основ устройства церкви и связанное с мировоззрением нарождавшейся буржуазии, привело к тому, что от католицизма откололись обширные районы Центральной, Западной и Северной Европы. Возникшее антифеодальное движение оказалось направленным и против католической церкви. В это время возникла новая разновидность христианства, буржуазная по своему духу – протестантизм. Ему присущ индивидуализм в делах веры: каждый верующий вправе читать и интерпретировать откровение божье – Библию. Протестантизм учил, что важны не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих обязанностей, то есть в добросовестном труде человек воплощает христианские заповеди. Протестантизм (евангелическое учение) утверждает равенство всех верующих перед Богом и проповедует спасение верой уже в земной жизни, отрицает монашество, а также безбрачие духовенства, не принимает церковные чины и признает только авторитет библии. Для протестантизма характерно стремление разделить сферы влияния духовной власти церкви и светской власти государства: Богу – божье, а кесарю – кесарево. Протестантизм переносил центр тяжести религиозной жизни с церковных форм на отдельную личность, на ее совершенствование.

Самой евангелизированной страной (то есть наиболее протестантской) считаются США: 22% всех евангелистов живут здесь, образуя более 250 различных конфессий (вероисповеданий). Крупные группы протестантов проживают в Европе и Америке, меньше их число – в Африке, Азии, Австралии. Протестантизм широко распространен в России. Наиболее многочисленны евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, лютеране. Протестантизм начал проникать в Россию из экономически расстроенной Европы с начала XVII века вместе с умелыми людьми, пытавшимися здесь найти применение своим талантам и способностям.

^ 22. Культурологические характеристики индустриального общества.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. Оно – дитя двух революций – экономической и политической. Под экономической подразумевается великая индустриальная революция (ее родина-Англия). А под политической – Великая французская революция (1789 – 1794). За три века культура европейского общества изменилась неузнаваемо. На смену феодализму пришел капитализм. Флагманом индустриализации выступила Англия. Она была родиной машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа законодательства. Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко сокращается смертность. Средняя продолжительность жизни растет. Увеличивается и численность населения. Люди с большим желанием мигрируют из села в город – в поисках более комфортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших возможностей получить образование. К появлению такого типа общества привели два глобальных процесса: индустриализация и урбанизация. Урбанизация – переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения – становится неотъемлемым спутником другого процесса – индустриализации. Индустриализация – применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии — 10%, Японии — 15%.

Индустриализация требует все более подготовленных работников, так как сложность технологии постоянно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительства: в отличие от ремесленника, рабочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городском транспорте на другой конец города, где расположена его фабрика. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае, сотен специальностей доиндустриального общества появились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них было просто неизвестно аграрному обществу.

^ 23. Культурологические характеристики постиндустриального общества.

Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Решающим фактором развития становится уровень образования и знаний. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отмечаются в России, которая не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному. Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. «Белые воротнички» — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации,— составляют в развитых странах около 90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости — надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и возвращение, то на качественно более высокой ступени. Нынешнее поколение «компьютерных надомников», которых насчитываются уже многие миллионы, нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации. Производительность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает в США, Японии и Германии 70%. Таким образом, первая и вторая половина XX века — две качественно различающиеся социокулътурные эпохи. В первой половине произошли две мировые войны, во второй — ни одной. Ядерная опасность, нависшая над всей планетой, заставила ощутить хрупкость человеческого существования, привела к формированию невиданного доселе типа мировоззрения, которое называют планетарным мышлением. Кроме того, используются и другие термины: «вторая промышленная революция», «третья волна», «супериндустриальное общество», «третья индустриальная революция», «кибернетическое общество». Но чаще всего используется понятие «информационное общество», свидетельствующее о том, что в современном обществе поиск, анализ и применение информации стали главными факторами развития. Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндустриальным, но также информационным, поскольку 60—80% рабочей силы прямо или косвенно связано с созданием, обработкой и передачей информации. Информация стремительно становится все более и более доступной из-за развития технологии. Персональные компьютеры, автоматическая обработка текстов, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие видеоустройства все шире проникают в дома, школы и офисы.
Каждый год информация в мире удваивается и утраивается, выходят все новые информационные каналы, а самым передовым является система Интернет — компьютерная паутина, опутавшая невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показательные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Простое общество — это эпоха человеческих мускулов; аграрное общество — силы животных; индустриальное — мощи электричества, пара, ветра, воды; наконец, постиндустриальное общество — эпоха атомной и термоядерной энергии.

XX век называют самым динамичным за всю историю человечества. Процессы обновления, или модернизации, затронули все страны мира и каждого человека в отдельности. Ученые придумали теорию модернизации, а художники — новый стиль в искусстве, названный модернизмом.

^ 24. Роль культуры в решении глобальных проблем современности.

Глобальные проблемы — это совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих уже не какой-то отдельный народ, а человечество в целом.

Вследствие стремительной интернационализации хозяйственной деятельности глобальные проблемы приобрели планетарный характер и на наших глазах стали объединять людей всей планеты перед лицом общей опасности и во имя общих ценностей, главной из которых является сама жизнь. Не будет преувеличением сказать, что возникновение и обострение глобальных проблем нанесло чувствительный удар по классовым и националистическим стереотипам в политике и культуре, способствуя преодолению «кланового» и «блокового» мышления и расколу мира на два враждующих лагеря и множество ревниво охраняемых и вооружаемых национальных «квартир». В самом деле, если на терпящем экологическое бедствие космическом корабле с атомной «начинкой», каким является наша Земля, будет продолжаться межнациональная и межклассовая грызня, то его шансы на выживание катастрофически понижаются. Роль гуманистической культуры в такой обстановке — культуры, выступающей против любых видов ненависти, — неизмеримо возрастает.

В научной литературе нет окончательного «списка» глобальных проблем; их число и характер варьируются от автора к автору: опасность ядерной войны; загрязнение природной среды; истощение традиционных источников энергии; «демографический взрыв» в одних странах и депопуляция в других; растущая угроза голода в планетарном масштабе; ухудшающаяся экология и т.п.

Среди глобальных проблем особо выделяют проблему растущего отчуждения современного человека от себе подобных и от окружающей его среды.

Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его нравственной самодисциплины и социальности.

Культура в качестве нормативного явления служит во многом психологическим аналогом правоохранительных органов, только действующим методом не силового, а нравственного одобрения и поддержки или осуждения и отторжения нарушителей. Это внутренний «страж порядка» в психологическом строе каждого человека, и чем строже и бескомпромисснее он исполняет свои обязанности, тем высококультурней проявляет себя индивид. Культура не передается от родителей генетически, а приобретается по ходу жизни.

По-настоящему безопасное общество то, где люди в абсолютном большинстве своем сознательно и целенаправленно соблюдают общепринятые нормы жизнедеятельности, т. е. являются культурными. Для реализации этих задач требуется объединение усилий всех отраслей культуры (в ее широком понимании): образования, искусства, религии, науки, средств массовой информации, книгоиздания, собственно культурных институтов (музеев, библиотек, организованного досуга и т. п.) — в рамках единой государственной программы социокультурного саморазвития и самосохранения общества.

^ 25. Человек и глобальная информатизация. Проблема взаимоотношений.

Благодаря широкому распространению компьютеров каждая личность получила свободный выход в мир информации. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Благодаря глобальным компьютерным сетям мир становится более взаимосвязанным, целым.

Специалисты отмечают, что информационная и компьютерная революция имеет некоторые негативные последствия. Компьютерная революция может привести к снижению индивидуального начала общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации (и труда), личное общение отходит на второй план. Компьютерная революция может привести к усилению манипулирования людьми. Средства современных СМИ искусственно создают и навязывают имиджи, языковые формулы, стереотипы мышления и поведения. Это лишает человека свободы выбора, подавляет личность.

Большую опасность для будущих поколений людей представляет глобальная информатизация общества. Если генная инженерия подрывает природную основу жизни, то интерактивная информация разрушает социокультурное ядро наций. Сегодня необходимо защищать не только биоразнообразие, но и разнообразие культур. К сожалению, новейшие информационные технологии используются как средство культурного колониализма, как средство создания глобальной технокультуры, ассимилирующей традиционные ценности. Ответ на глобализацию – душительницу культур, может быть только один – это культурное разнообразие. Политики и все ответственные лица обязаны цивилизовать глобализацию и поставить на первое место интересы человека, всех людей.

^ 26. Перспективы развития культуры информационного общества.

На самом деле, это вопрос довольно деликатный и волнующий практически каждого, кто, так или иначе, связан с информационным миром. Ведь информатизация хоть и проникает в наш повседневный мир, но далеко не с одинаковой скоростью, которая различная в разных странах. Несомненно, в США, Японии, Германии, Италии, Испании, Голландии эта скорость одна, но вот в России, Белоруссии, Боливии, Перу, Зимбабве эта скорость совершенно другая. Впрочем, можно также надеяться и на то, что произойдет повсеместное внедрение IT и Hi-Tech технологий, что повсеместно будут использоваться цифровые технологии, сплошь и рядом будут микрочипы, сенсоры, лазерные панели. Вследствие этого, рекламные и развлекательные технологии перейдут на принципиально новую платформу и новый уровень. Повсеместно станут использоваться лазерные технологии, возможно, у каждого дома появиться виртуально-визуальный лазерный друг, который будет оснащен весьма приличным искусственным интеллектом, с которым можно будет поговорить, поиграть, у которого можно будет спросить совет. Всюду будут внедряться голосовые технологии, технологии голосового управления и контроля. Это позволит виртуальной реальности максимально приблизиться к обыкновенной реальности. И, возможно, в определенный момент, вы просто потеряете контроль над реальностью. Мы перестанем ощущать границу реальности и виртуальности, перестанем отдавать себе отчет в том кто Мы и где Мы. Несомненно, что в период пикового развития информационных технологий, практически полностью исчезнет бумажный документооборот, он трансформируется полностью в электронный. Это уже отчасти сегодняшний день, так как все условия для этого созданы. А вообще, информационно развитие, среди всех своих положительных сторон, имеет также и отрицательные стороны. И это не только то, какое воздействие эти технологии оказывают на психику, но и то, что с каждым годом развития IT технологий, технологий искусственного интеллекта, мы, люди, сами проектируем себе нового, пока что даже невидимого, суперсовременного, суперсовершенного, противника, против которого, в определенный момент времени, мы просто окажемся, бессильны, ведь этому противнику будет несвойственно ошибаться, и на просчет самой сложной, и самой невероятной задачи он будет тратить менее миллиардной доли секунды. Это конечно не сегодняшний, и даже не завтрашний день, но все к этому идет.

Перспективы развития культуры информационного общества связаны с культурой постмодернизма. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х г., в эпоху культурного кризиса в США. В целом, постмодернизм — это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Мир нужно не понимать, а принимать его таким, какой он есть. Подлинный мир постмодернизма — лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Отношение человека к миру состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал. Культуре будущего будет свойственно иррациональное, безмерное буйство, трагико-героическое, нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство. Образ мира будет подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах.


Скачать файл (41.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации