Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Сочинение - Мотив одиночества в повести Капитанская дочка Пушкина - файл 1.doc


Сочинение - Мотив одиночества в повести Капитанская дочка Пушкина
скачать (49 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc49kb.18.11.2011 21:29скачать


1.doc

Литература
Мотив одиночества в романе «Капитанская дочка»

Основная проблема романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» – это взаимоотношения личности и государства. В 30-е годы XIX века Пушкин приходит к выводу о том, что совместить личные и государственные интересы невозможно. Поэтому личность чувствует себя одинокой.

Прежде всего, «Капитанская дочка» - это произведение реалистическое. Поэтому мотив одиночества раскрывается с помощью не романтического, а реалистического творческого метода. Это обусловлено тем, что цель романтического искусства – это самовыражение автора и реализация главного героя. В 30-е годы Пушкин-реалист преследует цели иные.

Мотив одиночества здесь появляется не потому, что героя не устраивает современная ему действительность и он противопоставляет себя обществу. Одиночество каждого человека является проявлением дисгармонии во всем обществе. Мотив одиночества обусловлен тем, что личность чувствует себя одинокой в моральном, идейном отношении. А это происходит потому, что ущемлены политические права человека, что демонстрирует уже Россия XVIII века. Именно власть «неправедная» привела эту Россию к крестьянской войне, известной как восстание Емельяна Пугачева.

Эта проблема по-своему отразилась и в таких произведениях Пушкина, как роман «Дубровский» (1833 год) и поэме «Медный всадник» (1833 год).

Пушкин противопоставил в своем романе «Капитанская дочка» не дворянство и крестьянство, а власть и народ. Причем народ у Пушкина – это не только Емельян Пугачев, его «господа енаралы» и казаки, но и капитан Иван Кузьмич Миронов, его жена Василиса Егоровна и дочь Маша, дядька Петра Гринева Савельич, единственная крепостная Мироновых Палаша. Мотив одиночества также берет начало из того факта, что в крестьянской войне 1773-1775 годов по разные стороны «баррикад» оказались представители одного народа. Русские люди фактически становятся идейными врагами, когда они определяют свое отношение к власти. Символы двух полюсов власти в романе – императрица Екатерина II и Емельян Пугачев.

Литература
Поэтому в романе Пушкина мотив одиночества связан практически со всеми персонажами.

Ярче всего это видно на примере главного героя - Петра Андреевича Гринева. Впервые он чувствует свое одиночество, когда просит у генерала в Оренбурге войско, чтобы освободить Марью Ивановну Миронову (невесту Гринева) и «бедных… жителей» крепости от пугачевцев. На это генерал, представитель государства, ответил: «Об этом мы еще успеем потолковать».

В тот же день состоялся военный совет, на котором почти «не было ни одного военного человека». Мнение Гринева о том, что войску Пугачева «способа не было устоять» против наступления, было воспринято «с явной неблагосклонностию». На совете чиновников «законный порядок» предопределял тот факт, что не было места реализации личностных интересов и идей.

Когда Гринев повторно попросил генерала дать ему войско, чтобы «очистить» крепость, он получил отказ. Генерал был «завлечен в военные рассуждения», то есть рассуждал как чиновник. Поэтому он не услышал крика Гринева о том, что его невесте грозили опасность и унижение.

Второй раз Гринев ощутил себя одиноким во время суда над ним. Государство не могло принять его человеческих, «приятельских сношений» с Емельяном Пугачевым. Поэтому Гринев обвинен в государственной измене из-за «странной», с точки зрения чиновников, «дружбы». После пылкого рассказа Гринева о его первой встрече с «самозванцем» пожилой генерал, как будто не слыша его, читает «открытое письмо». Гринев понял, что нельзя «впутать имя» Маши в это дело, так как ему это не поможет, а девушку приведет на унизительную очную ставку с чиновниками. Государственные служащие не слышат оправданий Гринева, для них он только предатель.

Несколько иначе разрабатывается мотив одиночества, связанный с образом Маши Мироновой. Прежде всего, ее одиночество носит физической характер: пугачевцы, взяв Белогорскую крепость, убивают ее родителей - Ивана Кузьмича и Василису Егоровну. После этого она живет «в своем доме под караулом» Алексея Ивановича Швабрина. Он принуждает Машу к свадьбе с ним. Маша даже пишет Гриневу: «Вы один у меня покровитель».

Литература
Маша же, когда ее жених оказался под арестом и обвинялся в государственной измене, совершенно одна отправилась из Белогорской крепости в Петербург, чтобы вымолить помилование Петру.

С точки зрения разработки мотива одиночества, особняком в романе стоит образ Емельяна Пугачева - народного предводителя. С помощью образа Пугачева автор решает вопрос о том, как соотносится частная жизнь человека и история. Пушкин показал, что для главного героя его романа существуют две формы общения с окружающим миром. Первая – человек и государство; вторая – человек и человек.

Одиночество Пугачева имеет нравственный характер, потому что он сам поставил себя выше народа, объявив себя царем Петром III.

Этот герой не чувствует себя одиноким только в двух сценах в романе. Первая сцена – это «странный военный совет» Пугачева и его товарищей. Причем среди них «не было ни Швабрина, ни… новобранных изменников». Это оттеняет наблюдение Гринева о том, что «все обходились между собой как товарищи» давние и настоящие. На этом совете все казацкие старшины «не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю», хотя Пугачев искусственно возвеличил себя над народом. Гринев называет этот совет «странным» именно потому, что он наблюдает товарищеские взаимоотношения, а не взаимодействие между подчиненными крестьянского царя.

За описанием военного совета следует сцена, в которой казаки поют народную песню. Гринев поражен тем, как гости Пугачева, действительно обреченные на гибель, поют, что их ждут «хорома высокие,/ Что двумя ли столбами с перекладиной». Эта песня настолько важна для Пушкина, что он использует ее и в романе «Дубровский»: ее поют разбойники Владимира Дубровского.

Однако эпизод, в котором Пугачев и казаки – товарищи, встречается в романе всего один раз. Поэтому у Пугачева возникает желание обрести друга, понимающего его. Таким человеком и становится Гринев, хотя он офицер, присягнувший императрице.

Дисгармония в обществе толкает героев к сближению. Понимая это, Гринев все же не считает себя государственным предателем. Его «приятельские сношения» с Пугачевым, как кажется Гриневу, не
Литература
противоречат государственной службе. И Пугачев, поняв, что Гринев не перейдет на его сторону, видит отныне в Петре понимающую душу.

Критик и исследователь творчества Пушкина Юрий Михайлович Лотман считал, что такая развязка ситуации – это идея автора сделать политику государства, как и отношение в обществе, «человечными».

Мотив одиночества, связанный с образом Пугачева, дополняет интерьерная деталь в описании дома капитана Миронова. Пушкин упоминает лубочные картинки, «представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота». Последний сюжет – похороны кота мышами – имеет отношение к казни Пугачева. Историки установили, что Пугачева предали те, кто раньше служил ему.

Особо разрабатывается в романе мотив одиночества, связанный с образом Алексея Ивановича Швабрина - дворянина, перешедшего на сторону Пугачева.

Прежде всего, Швабрин «за поединок» сослан под Оренбург, вырван из круга, где он привык вращаться, - из Петербурга. В Белогорской крепости у него нет друзей. Гриневу «час от часу беседа его становилась… менее приятною»; Маше «он… очень противен». Затем Швабрин переходит на сторону Пугачева, предав жителей крепости. Но и среди казаков его не приняли полностью.

Это объясняется пушкинской теорией «двух дворянств», разделяющей дворянство на петровское и екатерининское. По мысли Пушкина, петровское дворянство стремилось служить своему государству, как при Петре I, Екатерининское – служить государю, как при Екатерине II. Швабрин относится к екатерининскому дворянству, так как он служит сначала Екатерине II, затем Пугачеву, а не Российской империи.

Швабрин свое одиночество воспринимает как должное, привычное состояние, он не тяготится им. Швабрин понимает, что его одиночество вызвано тем, что его считают предателем, кем он и является. Причем еще до перехода Швабрина к Пугачеву жители крепости считают его человеком низким. Так, Василиса Егоровна и Маша отзываются о нем с пренебрежением и неприязнью.

Мотив одиночества в романе имеет отношение и к образу отца Петра - Андрея Петровича Гринева. Роман начинается с рассказа о том, что этот герой «служил при графе Минихе и вышел в отставку…» Критики XIX века

Литература
отмечали, что, очевидно, Андрей Петрович состоял на службе у императора Петра III. Затем Петр упоминает, что его отец «читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый». Тот факт, что «эта книга имела всегда сильное на него влияние», говорит о том, что Андрей Петрович скучал по государственной деятельности.

Он уже не считал себя причастным к этой области жизни. Например, читая календарь, он роняет фразу: «А давно ли мы…»,- и генерал в Оренбурге, читая письмо Андрея Гринева, возмущается: «Это что за серемонии? Фуй, как ему не совестно!» Андрею Гриневу одиноко, потому что он, как петровский дворянин, уже не в силах ничего сделать для государства.

Образ императрицы Екатерины II нарисован Пушкиным также с использованием мотива одиночества. Фигура императрицы возвышается над ее подданными. Даже утром в саду она гуляет абсолютно одна. К ней можно отнести слова Пушкина о поэте: «Ты царь: живи один». В этом сходство образов Екатерины и Пугачева.

Образ Екатерины в романе похож на два портрета императрицы, созданные художниками XVIII века Владимиром Лукичом Боровиковским («Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке») и Дмитрия Григорьевича Левицкого («Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»). На этих полотнах Екатерина изображена совершенно одна, в театральных позах, как и у Пушкина.

Екатерину не тяготит ее одиночество, ведь это ее удел и выбор, самостоятельный, свободный и подкрепленный законом.

Решение проблемы одиночества личности в государстве Пушкин видит во взаимодействии на межличностном уровне. Так, Гринев уговаривает спасти Машу из плена Швабрина не самозваного царя, а человека Емельяна Пугачева. А Маша оправдывает Гринева прежде всего в глазах не царицы, а дамы, в которой все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Критик Виссарион Григорьевич Белинский считал такое решение проблемы «прекрасной иллюзией Пушкина».

Таким образом, мотив одиночества в романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» интересен тем, что он раскрывается с реалистической точки зрения. Пушкин считает, что личность одинока в дисгармоничном обществе, в котором государственные интересы

Литература
невозможно совместить с интересами частными. Поэтому личность имеет право на протест. Однако можно найти решение проблемы во взаимодействии не на государственном, а на межличностном уровне. Пушкин не заменяет политику человечностью, однако считает, что политика должна быть человечной.


Скачать файл (49 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации