Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по эргономике для дизайнеров интерьера - файл ЛЕКЦИИ_ГСА.doc


Лекции по эргономике для дизайнеров интерьера
скачать (12935.6 kb.)

Доступные файлы (27):

ЛЕКЦИИ_ГСА.doc697kb.09.10.2011 16:41скачать
50-й процентиль.jpg820kb.23.08.2011 18:47скачать
Виды современных светильников.doc33kb.19.09.2011 16:20скачать
Вредные строительные материалы.doc95kb.15.09.2011 23:20скачать
ВЫДЕРЖКИ ИЗ НОРМ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ СНиП 23.doc74kb.19.09.2011 14:49скачать
досягаемость.jpg299kb.23.08.2011 18:35скачать
Искусственные источники света.doc212kb.15.09.2010 22:36скачать
КОМПЛЕКС ТРЕБОВАНИЙ К ДЕТСКОЙ КОМНАТЕ.jpg853kb.03.09.2011 23:12скачать
манекены.doc1569kb.04.10.2011 22:30скачать
Маркировка на пластиковой посуде.doc68kb.14.09.2011 19:40скачать
Рабочее место в офисе.doc110kb.05.09.2011 14:43скачать
Рис. 12 соматограф метод.doc1039kb.27.09.2010 01:01скачать
Рис 13 требования к мебели.doc136kb.03.10.2010 18:04скачать
Рис. 14 требования к мебели.doc2393kb.03.10.2010 18:02скачать
Рис.18 схемы кухни.doc1379kb.04.10.2010 23:39скачать
Рис1, рис2 структура.doc336kb.05.09.2010 19:50скачать
Рис 4 зона комф условий.doc1237kb.06.09.2010 23:21скачать
рис.5 Цвет.doc33kb.08.09.2010 20:00скачать
рис 7, базы.jpg378kb.25.09.2010 23:28скачать
СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СИГНАЛЬНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ БЕЗОПАСНОСТИ.doc164kb.19.08.2011 22:28скачать
схема эрго свойств и показателей.jpg179kb.10.08.2011 17:18скачать
Схемы анализа рабочего места.doc140kb.31.08.2011 22:53скачать
Таблица_Особенности зрительного восприятия.doc67kb.23.09.2011 22:09скачать
Фирменный стиль промышленной фирмы.doc1448kb.10.10.2010 20:12скачать
Экомаркировка.jpg47kb.15.09.2011 23:16скачать
эргономичное оборудование.doc288kb.23.09.2011 20:56скачать
Эргономическое обеспечение в средовом проектировании.ppt1160kb.06.10.2010 22:12скачать

содержание

ЛЕКЦИИ_ГСА.doc

  1   2   3   4   5


ЭРГОНОМИКА_ГРЯЗЕВА С.А.


Лекция №1

Этапы развития эргономики

Цели урока:

  • Уяснить какие вопросы решает эргономика, возникающие при взаимоотношениях между человеком, орудием производства, техническим оборудованием и производственными условиями.

  • Рассказать о формах приложения принципов и установок эргономики к дизайну среды

  • Сформировать у студентов прочные знания о целях и задачах эргономики

Средства обучения – иллюстративный материал

Тип урока - изучение нового материала
Эргономика (происходит от двух греческих слов Ergo-работа + nomos-закон) – это научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в конкретных условиях его трудовой деятельности в целях оптимизации механизмов, изделий и рабочих мест, наиболее удобных для работника.
Человек является ведущим звеном в системе “человек - машина – среда” (СЧМС), однако при создании технического и технологического оборудования уделяется внимание, прежде всего конструкционным и функциональным параметрам и не всегда учитываются возможности и особенности человека.

Работы эргономического направления относятся к категории прикладных исследований, которые обеспечивают связь науки с производством. Основное содержание эргономики состоит в создании предметной среды, в условиях которой трудовой процесс происходит с наименьшей затратой сил и при условиях наиболее достойных человека. Выполнение этой задачи возможно лишь при опоре на систему знаний о человеке, его анатомо-физиологических и психологических особенностей.
Новые формы развития промышленного производства, с одной стороны, снижают физическое напряжение человека, а с другой - предъявляют все новые требования к его психической, интеллектуальной деятельности, к его чувственному восприятию, требуют от него все более высокого проявления способностей, знаний и умений принимать решения. Современное производство, оснащённое сложными техническими системами, предъявляет к человеку повышенные требования, вынуждающие его работать в экстремальных условиях на пределе психологических возможностей.

ПРИМЕР: Когда мы слышим в средствах массовых информаций о каких-то катастрофах, то причиной становится сбой в системе или человеческий фактор. Причина крупнейшей ава­рии конца XX века - Чернобыльской АЭС в 1986 - комбинация недо­статков проектирования, ошибок операторов, организа­ционных и административных просчетов. Игнорирование проблем взаи­модействия между человеческими (персональными и ор­ганизационными) и техническими подсистемами при проектировании крупных промышленных предприятий.
С развитием новой техники возникла необходимость привести в соответствие конструкцию изделий, их производство и функции с трудовыми характеристиками человека. Эргономика решает вопросы, возникающие при взаимоотношениях между человеком, орудием производства, техническим оборудованием и производственными условиями. Её назначение состоит в гуманизации техники (приспособления техники к психологическим свойствам людей), создании оптимальных условий труда человека.
Тенденция развития эргономики приводит к необходимости применения ее разработок к любой сфере человеческой деятельности. Формы приложения принципов и установок эргономики к дизайну среды сводится к проектному формированию трех составляющих средовых объектов и систем: протекающим здесь процессам, предназначенному им пространству и его предметному наполнению.
Предметное наполнение — орудия труда, вещи, изделия, инструменты, приборы, механизмы, машины, пространственное окружение - комплекс габаритных и физических условий бытия.

Проектируя архитектурную среду, в которой человек живёт, работает и отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как: функциональность, комфорт, удобство и безопасность, то есть максимально учитывать человеческие факторы.
Под человеческими факторами в эргономике понимается совокупность анатомических, физиологических, психологических и психофизических особенностей человека, а также социально-психологических моментов, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой.

ПРИМЕР: Известный испанский архитектор Антонио Гауди при строительстве парка Гуэль в Барселоне, спроектировал змеевидную скамейку, выложенную цветной керамической мозаикой. Эта скамья – первая в мире анатомическая скамейка. На ней очень удобно сидеть, спина отдыхает, мышцы расслабляются. Чтобы добиться этого, Гауди сажал своих рабочих в ещё не застывший цемент, и по слепку сделал такую невероятно удобную скамью (см. рисунок).
История эргономических исследований
Предпосылками возникновения и развития эргономики и инженерной психологии явились:

1. недостаточная эффективность СЧМС, их высокая аварийность в связи с неудовлетворительным учётом в конструкции этих систем функциональных возможностей человека и психологических закономерностей;

2. рост травматизма людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве и в быту;

3. большая текучесть кадров в связи с неудовлетворительностью людей тяжелой, опасной или недостаточно продуктивной работой;

4. рост числа заболеваний, связанных с функциональным перенапряжением организма и психики из-за нерациональных условий труда, высоких рабочих нагрузок и т.д.
До 1940-х годов проектированием и созданием техники, оборудования и промышленных предприятий занимались инженеры и конструкторы. Они руководствовались законами механики и электротехники, практически не думая о людях, которые будут управлять машинами. Человеку приходилось приспосабливаться к технике, соответствовать предъявляемым требованиям. Адаптации человека к машине, способствовало изучение рутинных операций.

В связи с развитием науки, техники, экономики, большое внимание уделяется военной эргономике. Только после Второй мировой войны учёт человеческих факторов вылился в самостоятельную научную дисциплину. Итоги и опыт войны, дали импульс для исследования путей повышения эффективности боевой деятельности, созданию безопасности и комфорта солдата в полевых условиях, предотвращения травматизма. Начались работы по обобщению достигнутого опыта и применению его к решению индустриальных проблем.
В конце 40-х — начале 50-х годов на основе накоплен­ных знаний возникла потребность в целостной системе представлений о работающем человеке, о его взаимоот­ношениях с техникой и с окружающей средой и важным шагом в этом направлении было образование в 1949 г. в Англии Эргономического научно-исследовательского общества. Так возникло объединение ученых смежных научных дисциплин для совместной работы по решению общих проблем в проектировании эффективной трудовой деятельности человека, использующего в процессе работы технические средства и системы. Для обозначения новой научной области был использован термин “эргономика” впервые предложенный еще в 1857 г. польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовским, опубликовавшим работу “Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе”.
Английский учёный-эргономист Брайан Шеккел предложил следующую периодизацию этапов развития эргономики в XX веке:

50-е годы – военная эргономика – модернизация военной техники;

60-е годы – промышленная эргономика – проектирование средств транспорта и оборудования производственной среды и космической техники;

70-е годы – эргономика потребительских товаров и услуг – безопасное пользование бытовыми изделиями, предотвращение бытового травматизма;

80-е годы – эргономика компьютеров – от простейших видов - формы мониторов и клавиатур-до проблем разработки понятного для пользователя языка и адаптивных обучающих и диалоговых систем, проектирование рабочих мест;

90-е годы – когнитивная эргономика, эргономика информатизации (новые информационные технологии).
В СССР эргономика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться в 50-е годы.

Становление и развитие этой науки было вызвано изменениями условий трудовой деятельности, которые произошли в результате бурного развития техники, механизации и автоматизации труда, появления интенсифицированных методов работы и нового оборудования, а также необходимостью научной организации труда (НОТ). Надежность и эффективность усложнявшейся техники в значительной мере стала определяться «человеческими факторами». Если бы в сложных орудиях труда они не учитывались, пользоваться ими стало бы почти невозможно. Технический прогресс, таким образом, не мог не поставить проблему «человек и машина». В 1962 г. был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). В структуре этого института впервые в стране создан отдел эргономики. С участием института и его филиалов подготовлены многие государственные и отраслевые эргономические стандарты.
Эргономика опирается на комплекс базовых дисциплин (зарисовать в тетрадь)



^ Рис.1. Взаимосвязь эргономики с другими дисциплинами

Системотехника - научно-техническая дисциплина, охватывающая вопросы проектирования, создания, испытания и эксплуатации сложных систем
Предмет, цели и задачи эргономики
*Первая цель - повышение эффективности и качества деятельности человека в системе “человек–машина–среда” (или “человек - орудие труда – среда”)

Эффективность может быть определена по формуле:

П × К

Э = × 100%

З

где Э-эффективность системы;

П-производительность в единицах продукта системы;

К-качество продукта;

З-материальные, временные, энергетические, психические затраты
Вторая цель - безопасность труда. К системе техники безопасности относятся службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях. Надзор и контроль за соблюдением правил по ОТ осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

^ Третья цель – обеспечение условий (рабочей среды) для развития личности человека в процессе труда.

ВЫВОД: Главная цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования: 1) повышение эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем; 2) охраны здоровья людей; 3) всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе. Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития производства.
Система – совокупность элементов – человек (оператор), машина и среда.

Среда – внешние факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины.

Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.

Объектом исследования эргономики является система “человек – машина – среда” (СЧМС). Эргономика рассматривает СЧМС как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.

Человек – оператор – любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка с пылесосом. Для эргономиста они все являются операторами.
*Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приёмов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности, и психофизиологическое состояние человека.

Проектирование системы «человек-машина-среда» должно проходить в совместной деятельности конструктора и эргономиста.

ПРИМЕР: Проектирование бытового холодильника конструкторами-дизайнерами и эргономистами.

Конструкторы-дизайнеры занимаются разработкой технической части: холодильная камера, морозильная камера, теплоизоляция, компрессор, вентилятор, освещение, звуковой сигнал, конденсатор, таймер. Формой, структурой и фактурой материала – это ударопрочный полистирол, графические символы. Функциональное наполнение объёма - регулируемые по высоте полки, полки - барьеры для напитков, выдвижная камера-контейнер для хранения овощей и фруктов, легко снимаются, что облегчает чистку холодильника.

Задача – над чем работает эргономист?

Эргономисты – разработкой алгоритма эксплуатации холодильников-морозильников, измеряют габариты техники (глубину, ширину, высоту) в зависимости от антропометрических характеристик человека и площади помещения, исследования на функциональном макете, оценка опытного образца. Исследования проводят три человека, характеризующиеся средними и пороговыми, т.е. низкими и высокими размерами тела.

Модернизация современного холодильника – морозильная камера переместилась сверху вниз, полочки из ударопрочного стекла расположились на уровне глаз, что позволяет безопасно извлекать продукты и кастрюли, предусмотрена перенавеска дверей.

^ А духовой шкаф на кухне наоборот снизу переместился вверх на уровень груди, что облегчает хозяйкам готовить пищу и следить за тепловой обработкой.

Лекция №2

Эргономические требования

Цели урока:

  • Сформировать у студентов технологические знания, о том, что эргономические требования – это требования, которые предъявляются к системе ЧМС в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учётом человеческих факторов.

  • Объяснить, что в понятие - эргономичность вкладывается целостность эргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.

^ Средства обучения – схемы, иллюстративный материал

Тип урока - изучение нового материала

Эргономические требования – это требования, которые предъявляются к системе ЧМС в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учётом его социально-психологических, психофизических, психологических, антропометрических, физиологических и других объективных характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных её элементов.

Оптимизация — в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.
Основные эргономические требования к оборудованию – рассмотреть СЧМС на рисунке

(записать требования в тетради рис. СЧМС_СНиП)

^ Комментарий к требованиям и рисунку:

-Конструкция производственного оборудования должна обеспечивать выполнение трудовых операций в оптимальных зонах моторного поля рук и ног в зависимости от требуемой точности и частоты действий. При проектировании оборудования следует обеспечить возможность чередования рабочих поз «стоя» - «сидя».

-Рабочие зоны оборудования должны иметь достаточную освещенность соответственно характеру и условиям выполнения работы. Уровень производственного шума не должен превышать допустимых значений в соответствии с санитарными нормами. Параметры воздушной среды с учетом работ производственного оборудования должен удовлетворять требованиям СанПиН 2.2.4. «Физические факторы производственной среды».

-Средства отображения информации должны быть размещены в зонах информационного поля с учетом частоты и значимости поступающей информации, типа средств отображения информации, точности и скорости слежения и считывания.

-Органы управления следует размешать на оборудовании с учетом их функционального назначения, частоты применения, последовательности использования функциональной связи с соответствующими средствами отображения информации (Сан П и Н 2.2.2. 540-96).

-Все движущиеся и вращающиеся элементы оборудования должны быть надежно ограждены, иметь блокировки для исключения травматизма. Возможную опасность следует обозначить сигнальными цветами и знаками безопасности.

-Цветовое решение оборудования должно соответствовать требованиям эргономики и технической эстетики.

-Расстояния между оборудованием должны обеспечить безопасное передвижение работающих и транспортных средств.

-Для привлечения внимания сигнал следует модулировать (прерывистые трели, биения - 1 -2 ударов в секунду). Звуковые сигнализаторы рекомендуется комбинировать с визуальными. Например, звуковой сигнал включается при возникновении неполадок в оборудовании, а световой сигнал информирует о месте, где они произошли.
^ Все виды труда условно делятся на три группы: физический труд, где преобладает мышечная деятельность, сенсорный (пример – оператор, диспетчер), где нагрузка приходится на рецепторные системы (обоняние, осязание, слуховые и зрительные органы, т.е. задействованы органы чувств), и умственный труд. Условность деления на группы объясняется тем, что ни один из видов труда не может выполняться без участия нервной системы.

Эргономические исследования преимущественно включают виды трудовой деятельности, которые связаны с использованием технических средств.

Эргономические свойства – свойства изделий (машин, предметов или их совокупностей), которые проявляются в системе “человек-машина-среда” в результате реализации эргономических требований.
Эргономичность — это целостность эргономичес­ких свойств, к которым относятся управляемость, обслу­живаемость, освояемость и обитаемость.

Записать определения из структурной схемы ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИКИ.

Управляемость – (несколько определений) – соответствие распределения функций между человеком (или группой людей) и техникой оптимальной структуре их взаимодействия при достижении поставленных целей.

БЕСЕДА: Садишься в любую японскую машину и через 5 минут ты в ней все знаешь, а сядешь в немецкую, и будешь целый месяц изучать. Так и с любой техникой: телевизоры, стиральные машины, плиты, и т.д.
Обслуживаемостьсоответствие конструкции технического объекта (или отдельных его элементов) оптимальной психофизиологической структуре (зрительные, слуховые, осязательные и обонятельные возможности) деятельности по его эксплуатации, обслуживанию и ремонту.

БЕСЕДА: Для наглядности взять примеры "дружеского" или ещё так называемого интуитивно-понятного интерфейса (удобство использования оборудования без дополнительного использования инструкции по применению - смотришь на оборудование и по маркировке понимаешь куда нажать). Почему берёшь телефон Самсунг любой модели и через пару минут ты знаешь куда нажать, а берёшь Нокио и целый вечер знакомишься с ней.
Освояемостьзаложенные в технике возможности быстрейшего его освоения (приобретения необходимых знаний, умений и навыков управления). Задаваемые техникой требования к уровню развития профессионально значимых психофизиологических и психологических функций человека.

БЕСЕДА: Примером может служить операционная система Виста. Когда люди её протестировали, то стали опять к ХР возвращаться. Неудобная оболочка оказалась. Корпорация Майкрософт не отбила вложенных в разработку денег и стала быстренько новую операционку разрабатывать, некий симбиоз ХР и Висты.
Обитаемостьсоответствие условий функционирования техники биологически оптимальным параметрам рабочей среды, обеспечивающим человеку нормальное развитие, хорошее здоровье и высокую работоспособность. Возможность уменьшения и ликвидация вредных для природной среды условий функционирования техники.

БЕСЕДА: Насколько соответствуют кабинеты в колледже Санитарно-гигиеническим требованиям к помещениям: к классу - на 1 чел -2,5м², в компьютерном классе - 4, 5м², в мастерской по масляной живописи - 3,5м²+вытяжка; освещённость, температура, влажность, запылённость, шум, радиация.
Эргономическая норма – функциональный оптимум, под которым принимают протекание всех процессов в системе с наиболее возможной слаженностью, надёжностью, экономичностью и эффективностью. Оптимальное состояние – это наилучшее и наиболее адекватное из реально возможных однородных состояний, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирования систем.
Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений пока мало изучена и нуждается в эргономических иссле­дованиях и разработках. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в стро­ительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями произ­водства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно до­пустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уро­вень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климати­ческих условиях.

БЕСЕДА: В период прохождения учебной практики на втором курсе вы использовали для перемешивания сухих сыпучих смесей ручной миксер. На рис.3 можно увидеть современные модели ручных строительных миксеров, отвечающим эргономическим требованиям. Это небольшой вес, удобная боковая рукоятка, регулировка частоты вращения, инструменты выполнены из ударопрочных материалов.
Эргономические требования на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации сооружений – это эксплуатационно-технические свойства, т.е. жизнедеятельность в системе ЧС (учёт протекающих внутри функциональных процессов); вопросы охраны труда; взаимосвязь строительного материала (гипсокартон, природный или искусственный камень, древесина, металл, ж/б, кирпич, лакокрасочные материалы, материалы на основе полимеров), конструктивных систем и архитектурной формы; рациональный выбор, опыт применения для проектирования несущих и ограждающих конструкций, наружной и внутренней отделки зданий и сооружений (интерьер, экстерьер).
Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при реше­нии следующих задач:

1) размеры, форма и другие общие свойства пространства;

2) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффектив­ности, охраны труда и безопасности;

3) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

4) основные типы мебели, принадлежностей, оборудова­ния и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;

5) расположение мебели, приспособлений и оборудования;

6) группы людей и виды деятельности, требующие специ­альных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности;

7) отделка поверхностей, если она может оказывать вли­яние на восприятие и деятельность человека;

8) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

9) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.
*Основные структурные элементы эргономики – последовательные этапы эргономических методологических исследований (начертить структурную схему, рис.2.)

1. теория, методология (система принципов, приёмов и способов),

2. научные знания об объекте исследования,

3. блок оперативных средств и методов исследования охватывает три важнейших направления эргономических исследований: анализ деятельности человека с исследованием факторов её протекания, синтез (моделирование) и оценка объекта, разработка эргономических требований и показателей,

^ 4. объект исследования “человек-предмет-среда

5. результаты эргономического исследования — научно и экспериментально обоснованные данные, необходимые для проектной разработки системы (эргономическая оценка и аттестация объекта)
Эргономика органично связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но, главным образом структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство.

Понятие *эргодизайн объединяет в себе научные эргономические исследования “человеческого фактора” с проектными дизайнерскими разработками.
^ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовить материал по психологическим процессам (явлениям): внимание, мышление, память, наблюдение.

Лекция №3

Факторы, определяющие эргономические требования

Цели урока:

  • Уяснить взаимосвязь эргономики с другими дисциплинами

  • Выяснить какие психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень овладения ею

^ Средства обучения – иллюстративный материал, информационный материал – тест

Тип урока - изучение нового материала
В эргономических исследованиях занят коллектив специалистов: психологов, физиологов, гигиенистов, архитекторов, дизайнеров, инженеров и т.д.
*Ближайшие для эргономики отрасли науки:

инженерная психология (изучение конструкций инструментов, машин, приборов и особенностей производственных операций с точки зрения психологических свойств человека);

психология труда (изучение взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда);

физиология труда (изучение изменений в организме во время трудовой деятельности);

гигиена труда (создание благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и трудоспособности человека).

Гигиена — раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье и работоспособность человека; практическая область применения гигиены — санитария - разработка санитарных норм и требований.
В эргономике ведутся поиски обоюдного приспособления техники и человека: с одной стороны адаптация техники к человеческим возможностям, с другой — приспособление человека к условиям труда.

Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными особенностями человека:
Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по управлению объектом (удовлетворение работой, оплатой, социальное обеспечение, режим работы).

ПРИМЕР: Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется, в других группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека
Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, размеров оборудования оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.

Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.
Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.
Гигиенические (гигиена — греч. Hyhieinos — приносящий здоровье) факторы предопределяют требования к освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению (микроклимату)

Если говорить о психологических моментах, то они связаны, прежде всего, с психологией труда: психологические особенности личности; психологические особенности внимания; роль психологического климата в коллективе.
Психологические особенности личности — совокупность существенных и более или менее постоянных особенностей личности. Они не остаются неизменными на протяжении всей жизни, а меняются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.).

К основным психологическим особенностям личности относятся:

• мировоззрение, т.е. система взглядов на окружающие явления в природе и обществе;

• интересы личности (жизненные ценности и цели, духовные запросы, вещизм и пр.);

• черты характера личности, т.е. совокупность стержневых психологических свойств,

накладывающая отпечаток на поступки, всю жизнедеятельность (инициативность,

добросовестность, нерешительность и пр.);

• способности и одаренность, т.е. предрасположенность к более успешному выполнению какого-либо вида деятельности;

• сила нервной системы (её работоспособность) и тип нервной системы личности, который предопределяет скорость перехода от одной деятельности к другой.
Основных характерных типов нервной системы четыре:

1. Слабый (меланхолик) — характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения. Такой работник не отличается высокой работоспособностью, зато способен реагировать на более тонкие сигналы, склонен к тонкой, тщательной работе.

2. Сильный неуравновешенный тип (холерик). У него процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Такого человека вряд ли следует занимать монотонной или требующей длительной концентрации внимания работой. Однако он способен на быстрое переключение внимания, проявление инициативы.

3. Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник). Сильная нервная система со сбалансированными и легко переключаемыми процессами.

4. Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик). Спокойный, стрессоустойчивый, маловозбудимый тип незаменим для педантичной, скрупулезной, требующей усидчивости работы.
В “чистом” виде характерные типы нервной системы, как правило, не встречаются. Реальные конкретные люди обладают смешанными чертами с преобладанием того или иного типа.

  1   2   3   4   5



Скачать файл (12935.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации