Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Доклад - История науки и техники - файл 1.doc


Доклад - История науки и техники
скачать (328 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc328kb.16.11.2011 00:31скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...

ВВЕДЕНИЕ




План





  1. Что такое история науки и техники. Ее цели и задачи.

  2. Источниковая база

  3. Основные концепции данной науки.

  4. Место ИНТ среди других дисциплин.

  5. Понятийный аппарат.

  6. Историография истории науки и техники.

  7. Выводы


Современное состояние историко-научной и историко-технической мысли характеризуется наличием немалого числа дискуссионных проблем, которые наиболее ярко проявляются в конкурирующих концепциях развития науки и техники. Нет единого мнения о предметах и методах этой дисциплины. Сущест­вует ли понятие «наука» как нечто единое целое или как конгломерат отдельных научных дисциплин, а соответственно история науки и представляет совокупность их историй.

Предметом курса является совокупность основных познавательных моде­лей, фактов, законов и закономерностей историко-научного и технологического развития человечества как формы его культурного развития от древности до со­временности.

Необходимо объяснить слушателям необходимость историко-научно-тех­нических знаний для их будущей специальности, сформировать у студентов целостное представление о совокупности проблем в области истории науки и техники, показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых разными специалистами при построении гармоничного, здорового демократи­ческого общества ХХ1 века.

Главная задача – обучить студентов методике профессиональной оценке событий истории науки и техники, пользованию основными источниками по истории науки и техники, и что особенно важно системному подходу в воспри­ятии развития любой научной дисциплины.

В настоящее время в истории науки и техники выделяются три основных модели исторических реконструкций:

  • истории науки и техники как кумулятивный, поступательный, прогрессив­ный процесс.

  • истории науки и техники как процесс развития через научные революции,

  • истории науки и техники как совокупность индивидуальных, частных си­туаций.




  1. Первая модель связана с философией позитивизма. Согласно с этой модели, каждый последующий шаг в науке можно сделать, опираясь на предыдущие достижения. Предшествующее развитие науки является основной современ­ного состояния – новое знание всегда совершеннее вчерашнего. Историческое развитие науки служит только подготовкой ее современного состояния. Накопленный массив знаний, который сегодня не соответствует современным теориям, считается ненужным и ошибочным на пути истин­ного прогресса.

  2. Вторая модель – развитие через научные революции – появилась в середине ХХ в. в связи с общим кризисом позитивизма. Ее содержание составляет положение об абсолютной прерывистости научной революции хода развития научного знания. После научной революции наука развивается в новом и как правило, принципиально другом направлении. Наука представляется не про­стым приращением новых знаний, а комплексом знаний, характерным для каждой эпохи. Комплексам присущи свои методы, правила, законы научной теории и практики, составляющие понятие «парадигма», введенный в науч­ный оборот Т.Куном в работе «Структура научных революций».

Смена парадигм происходит через научные революции и всегда связана со сменой поколений ученых. В историческом развитии выделяют несколько ти­пов революций

  • Микрореволюция - затрагивающая, одну из областей знания

  • Революция – затрагивающая несколько областей.

  • Глобальная революция – радикально меняющая базисные принципы и ос­новы знания.

  1. Третья модель – модель ситуационных исследований. В ней ставится задача объяснить прошлое событие не как вписывающееся в единый исторический ход, а как неповторимое, невоспроизводимое в других исторических усло­виях. Модель допускает одновременное сосуществование различных теорий, прарадигм, между событиями которых устанавливаются диалогическое отношения.

Особенность современных теоретических построений – практически полная автономность истории науки и истории техники. Теоретическое осмысление истории техники сейчас только начинается и отстает от аналогичных процессов в истории науки на 30 лет. Какие-либо серьезные наработки в анализе истории науки и техники как связанного процесса практически отсутствует.


В связи с тем, что история науки и техники как учебная дисциплина находится в стадии становления, поэтому важно четко и ясно представлять необходимость знаний по данному направлению


^ В связи с этим возникают ряд вопросов:

  • При исследовании новой научной проблемы или создании нового объекта техники используется несколько гипотез и путей решения. Знание истории науки и техники позволяет выбрать закономерный путь развития.

  • Знание истории развития науки и техники позволяет обосновать правильную альтернативу для дальнейшего определения развития науки и техники.

  • Знание науки и техники предсказывает аналогии попытки решения прохожей проблемы в прошлом.

  • Знание науки и техники позволяет выявить приемы научного познания и научного творческого мышления.

  • Изучая историю науки и техники, ученый, специалист переживает всю историю развития науки и техники, осмысляет ее и таким образом формирует свое научное миропонимание, воспитываясь и обучаясь на опыте прошлого.

  • Изучение и знание истории науки и техники позволяет выявить законы и закономерности развития науки и техники в целом.



^

Цели истории науки и техники


  1. Обеспечить постоянное повышение качества общекультурного и научно-технического потенциала общества

  2. Создавать и поддерживать историко-научную и историко-техническую среду как органическую часть всех современных социальных институтов: образования, науки, экономики, музейного дела и др.

  3. Служить основной для интеграции естественно-научной, технической и гуманитарной форм единого по своей природе знания.

  4. Постоянно вводить в научный и культурный оборот новое фактическое и концептуальное историко-научное и историко-техническое знание.

  5. Создавать фактологическую и концептуальную основу для разработки вероятностных моделей различного уровня научно-технического и социального развития общества.

  6. Служить естественным основанием для создания новой концепции нового знания – история как форма теории.
^

Задачи истории науки и техники





  1. Поиск, систематизация, анализ и обобщение историко-научных и историко-технических фактов.

  2. Расширение источниковой базы для исследований.

  3. Выявление и обоснование законов и закономерностей научно-технического развития

  4. Анализ роли и значения науки и техники в культурно-историческом развитии

  5. Совершенствование методологического обеспечения исследовательской практики (уточнение понятийного аппарата, углубление анализа текстов и вещных источников, создание и критика концептуальных моделей описание и объяснения историко-научного и историко-технического знания, расширения практики использования экспериментальной проверки и математического описания исторического знания, радикальное расширение использования современных компьютерных технологий в истории науки и техники).

  6. Исследование особенностей развития науки и техники в отдельные периоды, в отдельных регионах и странах.

  7. Рассмотрение вопросов приоритета



^

Предмет науки и техники





  1. Информация о событиях и творцах истории науки и техники

  2. Материальные памятники истории науки и техники.

  3. Процессы получения, обоснования научного и технического знания в различных культурно-исторических условиях

  4. Структура и содержание научно-технического знания.



Источниковая база истории науки и техники является

  • Изучение путей и закономерностей формирования источниковой базы

  • Анализ структуры источниковой базы

  • Изучение происхождения и эволюции основных видов источников.


Особенностью ее является

  1. Массивность информационных фондов и их стремительный рост

  2. Высокий уровень дублирования

  3. Многоаспектность интерпретации

  4. Многообразие тем информации

  5. Низкий уровень формализации источников по истории науки и техники


Источники традиционно классифицируются по группам и видам.

  • Этнографические

  • Устные

  • Лингвистические

  • Фотокиноматериалы

  • Вещественные

  • Письменные и др.



^

По месту хранения


  • Архивные

  • Музейные

  • Библиотечные и др.



По степени формализации


  • Полностью или частично формализованные

  • Не поддающиеся формализации



^

Времени возникновения


  • Древность

  • Античность

  • Средневековье

  • Новое время

  • Новейшее



Любое исследование начинается с


  • поиска источников,

  • отбора и

  • критического анализа источников.


Критический анализ источников проводится в целях выявления подлинности источника, достоверности информации, содержащейся в источнике, обоснования использования источника и содержащейся в нем информации в исследовании.


Следует различать понятие факт и источник

Факт – это действительное, невымышленное событие, явление, твердо установленный знание, данные опыта, служащие для какого-дибо заключения, вывода, проверки предложения.

Исторический источник- это документ, представленный на различных носителях информации, или вещественный предмет, посредством которого осуществляется процесс изучения истории человеческого общества.


Памятник истории науки и техники –это объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества. Памятники классифицируются

  1. вещественные памятники

  2. письменные памятники

  3. изобразительные памятники

  4. фонопамятники

  5. памятные места.



  1   2   3   4



Скачать файл (328 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации