Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Раздел Спецкомпозиция - файл 1.doc


Контрольная работа - Раздел Спецкомпозиция
скачать (532 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc532kb.19.11.2011 08:42скачать

содержание

1.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования « Витебский государственный технологический университет»

кафедра дизайна

Контрольная работа №2

По курсу «Рисунок и основы композиции»

Раздел « Спецкомпозиция»
Витебск

2011

Содержание

1. Величина и масса формы в одежде. Их связь с геометрическим видом формы и назначением одежды, видом членений, количеством и размером деталей, цветом и рисунком материала.

1.1. Объемно-пространственная форма одежды. Понятие внешней формы одежды.

1.2. Геометрический вид формы.

1.3. Линии формы.

1.4. Поверхность формы.

1.5. Размер и масса формы.

1.6. Связь формы с рисунком и цветом материала.

2.Хроматический и ахроматический цветовые ряды. Сочетание пар хроматических и ахроматических цветов. Характеристика цветовых рядов.

2.1. Ахроматические и хроматические цветовые ряды.

2.2.Светлота, насыщенность и цветовой тон.

3. Литература

1. Величина и масса формы в одежде. Их связь с геометрическим видом формы и назначением одежды, видом членений, количеством и размером деталей, цветом и рисунком материала.

1.1. Объемно-пространственная форма одежды. Понятие внешней формы одежды

Умение видеть характерные черты моды – обязательное качество каждого специалиста в области проектирования одежды. Соответствие того или иного изделия модному направлению оценивается на основе зрительных ощущений. Зрительные ощущения, в свою очередь, возникают от восприятия формы предмета. Таким образом, форма – одно из важнейших свойств одежды. Под формой одежды понимается объемно-пространственная поверхность, которую она образует на теле человека (в процессе эксплуатации) или на манекене. В практике проектирования одежды рассматривают внутреннюю и внешнюю форму одежды. В однослойной одежде (белье, платье), изготовляемой из тонких материалов, внутренняя форма одежды соответствует внешней. В многослойной одежде между внутренней и внешней поверхностью располагается несколько слоев материала: подкладка, формоустойчивые и утепляющие прокладки, основная ткань. При этом внешние размеры одежды больше внутренних, толщина пакета одежды определяет степень несоответствия внутренней и внешней форм. Внутренняя форма рассматривается в основном при проектировании манекенов, предназначенных для контроля качества одежды. При проектировании одежды рассматривается ее внешняя форма, то есть наружный вид, внешнее очертание. Свойства формы складываются из свойств составляющих ее частей. Поэтому говорят о свойствах формы в целом и свойствах ее элементов. Форма одежды состоит из функциональных (основных, дополнительных) и декоративных частей (элементов).

Основные, функциональные части формы определяют тип одежды. Их присутствие необходимо, чтобы одежда данного типа выполняла свои функции. Например, основная функция зимней одежды – защита от холода. Поэтому функциональность такой одежды оценивается уровнем защитных свойств. У пальто, шубы защитные свойства обеспечивают стан и рукав. Дополнительные функциональные части формы – части, которые дополняют и усложняют, расширяют функции и композицию одежды. Их присутствие для данного типа одежды необязательно, например, – рукав, воротник в платье. Декоративные части формы – это части, которые усложняют композицию формы и ее поверхность (рюши, воланы). Совокупность пространственных геометрических элементов (частей) формы, связанных между собой общим композиционным и техническим решением изделия, называется структурой формы. Анализ структуры формы, выполненный различными исследователями, показал, что между основными и дополнительными частями формы нет устойчивых связей. Их отношения строятся по принципу контраста, нюанса и тождества. Форму можно составлять из любых структурных элементов при условии соблюдения законов композиции. В характеристике формы одежды учитываются свойства объемно-пространственной композиции изделия и особенности декоративного оформления ее поверхности (цвет, фактура, рисунок материалов). Объемно-пространственная композиция одежды подчинена фигуре человека как конструктивной опоре. Декоративное оформление поверхности формы должно быть согласовано с цветовым типом внешности человека. Кроме того, на форму одежды влияют: назначение и вид одежды, потребительские и технико-экономические требования к нему, физико-механические свойства материала, мода и другие факторы. Основными характеристиками формы в целом и ее частей являются: геометрический вид, линии формы, вид поверхности, размер и масса, свойства материалов, цвет.

1.2. Геометрический вид формы

^ Геометрический вид формы – это соотношение размеров формы по трем координатам пространства. Форма одежды может развиваться в одном направлении – быть вытянутой в длину. Такая форма называется линейной. Плоскостная форма активно выражена в 2-х измерениях, объемная – развита в 3-х направлениях (рис.1). Формы, приближающиеся к кубу, шару, выражают наибольшую объемность, а формы, приближающиеся к вытянутой линии, – наименьшую объемность. Для характеристики геометрического вида формы наибольшее распространение получили вербальный и графический способы. Вербальная характеристика геометрического вида формы сводится к описанию ее набором слов. В этом случае прибегают к образному сравнению: с геометрическими фигурами (“прямоугольник”, ”овал”, ”трапеция” и т.п.) или с их сочетаниями; с предметами (“фонарик”, “бочонок”, “амфора”, “зонтик”, ”песочные часы”, “тюльпан”, “рыбка”, “колокольчик” и т.д.); с буквами и цифрами (форма “А”, “Д”, “Н”, ”I”, ”Х”, “8”). Некоторые формы в практике проектирования одежды получили “годе”, “принцесс”.



Рис. 1. Примеры линейных, плоскостных, объемных форм одежды

Вербальная характеристика не несет количественной информации о форме. Графическая характеристика геометрического вида формы существует в виде рисунка, фотографии, голограммы, скульптурного изображения образца изделия или выполняется при помощи каркасов. Различают точечные, линейные и сетчатые каркасы, представляющие собой системы точек или линий (горизонтальных и вертикальных сечений), выбранных на поверхности формы. Чаще всего графическая характеристика геометрического вида формы задается в виде рисунка (рис.5,6), который может быть представлен как эскиз модели (рисунок любой техники, в свободной манере передающий идею формы) и как технический рисунок, выполненный с соблюдением определенных правил, в том числе размеров и пропорций типовой фигуры.

1.3. Линии формы

В практике проектирования формы одежды рассматривают три группы линий:

1. Силуэтные – границы, в которых проявляются контуры формы в целом. 2. Конструктивные – видимые линии соединения составных частей и деталей формы: швы, вытачки. Часто конструктивные линии одновременно несут и декоративную нагрузку, например линия горловины платья, контуры воротников, карманов одежды и д.р. линии в одежде предопределяют движение взгляда зрителя, динамику и статику формы.

3. Декоративные – линии различных отделок, отделочные строчки, строчки рельефов, пояса, клапаны, хлястики, шнуры, сутаж, линейная вышивка. Часто декоративный характер носят и конструктивные линии. Существует взаимосвязь между восприятием масштабности и членения формы. Чем крупнее членения формы, тем она крупномасштабней. Обычная иллюзия зрения — переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Соответственно и форма, расчленённая по вертикали, кажется выше, чем не расчленённая или расчленённая по горизонтали (рис. 2а). Полоской можно скорректировать предмет (увеличить, уменьшить; сделать стройным, тонким, выделить, «отодвинуть»).


Рис. 2а







Силуэт – это плоскостное восприятие формы, проекция объемной формы на плоскость. При анализе силуэтных линий рассматривают линии верхнего, бокового и нижнего контуров изделия. При оценке верхних контурных линий учитывается наклон плечевых скатов, конфигурация линии перехода от плеча к рукаву, разворот плечевого контура, форма головки и нижней части рукава. Боковые контуры изделия характеризуются степенью изгиба, расположением максимального прогиба относительно линии талии, величиной участка приталивания, размерами изделия на различных уровнях. Нижний контур характеризуется его расположением относительно основных антропометрических участков тела и конфигурацией линии низа.

Силуэт дает достаточное представление о форме линейной и плоскостной. Объемную форму охарактеризовать силуэтом можно только приближенно. Линии в одежде играют большую роль: они ведут наш взгляд по конструктивной поверхности объемной формы, создают зрительное движение (динамику).

^ Прямой силуэт - по геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях фигуры. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материалов, из которых изготовлен костюм.

^ Трапециевидный силуэт - характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой верхнее основание - это линия плеча, а нижнее - линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным и невысокого роста. Такой вариант трапециевидного силуэта называется еще «силуэтом-А»

^ Полуприлегающие силуэт - характеризуется умеренными пропорциями, приближенными к естественным пропорциям фигуры человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Линия талии здесь четко выражена и располагается на естественном месте. Композиция полуприлегающего костюма не предполагает использования контраста - соотношение размеров и масс ее отдельных частей и элементов строится по принципу нюанса. Такая силуэтная форма может быть рекомендована людям с различными фигурами и типами сложения. Особенно характерен полуприлегающий силуэт для верхней одежды.

^ Прилегающий силуэт - подчеркивает достоинства их фигуры. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается две формы, которые принято называть «силуэт-Х» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкий талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются.

«Силуэт-Х» напоминает две трапеции соединенные между собой малыми основаниями по линии талии. Такая одежда имеет заметный контраст между расширенными линиями плечевого пояса и низа расклешенной юбки и тонкой талии. Одежда «силуэта-Х» хорошо подходит высоким стройным женщинам.

Изделия с силуэтом «песочные часы» имеют маленький облегающий лиф и узкую нерасклешенную юбку. Здесь маленький объем лифа сочетается с маленьким же объемом юбки, разделяясь линией талии. Этот силуэт не столь активен, как «силуэт-Х», и лучше всего подходит стройным женщинам невысокого роста, подчеркивая их миниатюрность и превращая ее в достоинство.

«Овал»: по сути дела он представляет собой модификацию прямого силуэта, но в отличие от последнего имеет округлую форму плеча и зауженную линию низа изделия. Таким образом, самая широкая часть одежды овального силуэта - это область талии и бедер. Скругление плечевой линии может быть достигнуто различными способами — благодаря конструкции изделия (например, покрой реглан или полуреглан), использованием деталей определенной формы (например, крупный, высокий воротник или широкий воротник - стойка). В одежде такого силуэта плечевые подкладки либо вовсе не применяются, либо последние имеют круглую форму. Сужение к низу можно получить за счет конструктивных деталей, например, вытачек или притачного пояса, или же стянув низ изделия шнуром или резинкой. Одежда силуэта «овал» не рекомендуется для женщин невысокого роста, так как визуально она «приземляет» фигуру.

В пределах этих силуэтов возможны их различные модификации. Например, одежда может сужаться и удлиняться, образуя, таким образом, более динамичную активную форму. Или, наоборот, при укорочении длины изделия и расширения его горизонтальных пропорций, одежда приобретает статичность, устойчивость. Вариации моделей на основе базовой силуэтной формы всегда зависят от эстетических и стилевых требований текущей моды.



Ряды пропорционального развития геометрических форм одежды



Ряд комбинаций из нескольких геометрических форм







Рис. 5. Силуэтная характеристика формы: Х-силуэта и прямоугольник



Рис. 6. Силуэты “овал” и “трапеция” (А-силуэт)

1.4. Вид поверхности формы

Различают формы, имеющие гладкую (прямолинейную), рельефную (криволинейную) и ломаную поверхности.

Рельефная поверхность образуется при помощи буфов, драпировок, сборок, выстегивания и вышивания поверхности деталей; ломаная поверхность – за счет эффектов плиссе и гофре, заутюженных складок.

Поверхность формы может быть усложнена с помощью разнообразных декоративных средств:

· декоративно-функциональные средства выполняют служебную роль в соответствии с назначением изделия и развивают композицию изделия. Это застежки, карманы, шлицы;

· декоративно-конструктивные средства несут и эстетическую, и конструктивную нагрузки, то есть позволяют получить нужную форму изделия: рельефы, подрезы, швы;

· чисто декоративные средства, призванные украшать поверхность изделия. К ним относятся декоративные швы, строчки, канты, бейки, накладные детали: паты, клапаны, хлястики; кружево, фурнитура. Вид поверхности зависит и от фактуры материала – рельефной или гладкой.

1.5. Размер и масса формы

Важной геометрической характеристикой формы является размер. При всем своем многообразии размеры формы одежды изменяются внутри некоторого объемно-пространственного интервала, который, с одной стороны, ограничен размерами и формой человеческого тела, с другой – общепринятыми в каждый конкретный период представлениями о целесообразных и эстетичных размерах. Это свойство формы одежды рассматривают как соотношение размеров одежды и тела человека или как соотношение двух и более форм при их сравнении. При сопоставлении величин нескольких форм наблюдается их равенство или превосходство одной над другими. Величина формы в целом зрительно кажется больше или меньше при сопоставлении большого и малого: мелкие детали в большой форме увеличивают ее, крупные – уменьшают. Сравнивать можно только однородную по своему виду одежду и ее составные части. То же самое можно сказать о сопоставлении размеров одежды с размерами тела человека. Сравнивать можно размеры одежды на одноименных конструктивных поясах. Фигуру человека условно разделяют на горизонтальные и вертикальные конструктивные пояса.

Горизонтальные: головной, шейный, плечевой, подмышечно-плечевой, подмышечный, грудной, талиевый, бедренный, бедра ноги, коленный, голенный.

Вертикальные: центральная ось фигуры; вертикали, проходящие через центр груди, лопаток и в зонах сопряжения формы; основные вертикали, определяющие положение фигуры в динамике. В практике проектирования анализ формы одежды проводят по пяти основным конструктивным поясам: на уровнях плеч, груди, талии, бедер и низа. Критериями сравнения формы одежды с телом человека могут служить величины прибавок на этих уровнях. О размерах формы по длине судят по соотношению линии низа изделия с уровнями талии, бедер, колена, щиколотки. В зависимости от характера сочетания прибавок различают формы с неравномерным и равномерным прилеганием по всем поясам.

^ Один из главных конструктивных уровней – уровень линии груди, где формируется объем изделия в целом и по отдельным участкам. Принято считать, что величина прибавки на свободное облегание по линии груди характеризует определенный силуэт изделия: для изделий расширенного силуэта она больше, чем для прямого, а для прямого – больше, чем для полуприлегающего. Современные исследования показали, что невозможно отнести определенные величины прибавок и их сочетаний по участкам к конкретному силуэту (геометрическому виду). Одна и та же величина Пг может в разные годы быть рекомендована для разных силуэтов. Прибавки на свободное облегание характеризуют только размер формы, степень прилегания того или иного участка к фигуре.

Рекомендации по анализу размеров формы приведены в таблице 1. Величина формы оказывает влияние на ощущение ее объемности, легкости или тяжести. Существует понятие “масса формы”, то есть зрительное количество формы одежды в целом или ее отдельных частей: длины плечевых срезов, объемности рукава или участков изделия по линии талии, бедер, груди.

Основные свойства массы формы:

1. С изменением величины формы меняется ее масса, то есть большей по величине форме соответствует большая масса.

2. Масса зависит от геометрического вида формы. Максимальной массой обладают формы, приближающиеся к кубу, шару. Минимальной – линейные формы.

3. Масса зависит от вида поверхности формы, от заполненности ее декоративными линиями, деталями, отделкой. Масса максимальна при плотном заполнении ее поверхности разнообразными конструктивно – декоративными элементами.

4. Масса зависит от величины предметов и деталей, сопоставляемых с ней. Чем меньше сопоставляемый с формой предмет, тем выше масса формы. Это изменение массы кажущееся, а не фактическое, оно часто используется в моделировании одежды. Например, увеличение размеров воротника, карманов зрительно уменьшает массу пальто, платья.

5. Масса формы зависит также от цвета, рисунка материала, из которого она сделана.

^ Анализ формы по основным конструктивным уровням

Таблица 1.

Конструктивный уровень

Критерии сравнительного анализа

Характеристика размеров формы одежды относительно размеров тела

1

2

3

Линия плеч

ширина плеч

зауженные

нормальные

расширенные

высота плеч

пониженные покроем

естественные

повышенные покроем

Линия груди

степень прилегания на уровне груди (Пг, см)

очень плотное

плотное

среднее

свободное

очень свободное

платье

2.0 – 3.0

4.0 – 5.0

6.0 – 7.0

8.0 – 9.0

более 9.0

пальто

4.0 –5.0

6.0 – 7.0

8.0 – 9.0

10.0 – 12.0

более 12.0

форма выпуклости полочки на груди

выпуклая, подчеркнутая покроем

уплощенная

глубина проймы (Пспр, см)

высокая менее 1.5

средняя 1.5 – 4.0

Углубленная 4.0 – 6.0

Глубокая более 6.0

уровень линии глубины проймы

повышенный покроем (относительно линии груди)

на естественном месте

пониженный покроем

распределение объема по участкам одежды, % Пг

узкая

средняя

широкая

спинка

15 – 20

20 -25

30 – 40

пройма

25 – 30

35 – 50

60 – 70

полочка

0 – 15

15 – 20

25 – 30

Линия талии

характер выявления линии талии

четко выделена плотно прилегающие формы

слегка выделена полуприлегающие формы

не выделена свободные формы

прилегание

очень плотное

плотное

среднее

свободное

очень свободное

уровень линии талии

пониженный

естественный

повышенный

Линия бедер

степень прилегания

плотно прилегающие

полуприлегающие

свободные

уровень линии бедер

пониженный

естественный

повышенный

Линия низа

расширение внизу относительно ширины на линии бедер

зауженные

прямые

расширенные

очень расширенные

уровень линии низа

выше колена

до середины колена

ниже колена

до середины икры

до щико­лотки

до пола

1.6. Связь формы с рисунком и цветом материала.

От материала, который мы выбираем для одежды, в значительной мере зависит посадка изделия на фигуре, соответствие формы костюма особенностям телосложения. Различные материалы оказываю определённое психологическое и физиологическое воздействие на человека. Одни из них создают ощущение комфорта, другие кажутся жёсткими, шероховатыми и т.д. Характер формы изделия определяется ещё на стадии создания его эскиза и зависит не только от задуманной конструкции изделия и технологии его обработки, но и в значительной степени от выбора материала. Ткани, трикотажные полотна, нетканые и другие материалы своими пластическими свойствами, степенью драпируемости определяют характер формы изделий (мягкость, жёсткость), её конструктивное решение. Важную роль в композиции изделия играет фактура материала, т.е. его поверхность, полученная в результате определённой технологической обработки. Она выступает как один из основных источников обязательной информации и может создавать впечатление холода и тепла, тяжести и лёгкости и т.д. Каждый из природных материалов обладает своей, свойственной только ему фактурой: шерсть – мягкостью, хлопок – матовостью, шёлк – блеском, кожа – пластичностью. В каждой фактуре заложены признаки определённого образа. Гладкие материалы с благородным блеском используются для нарядных вечерних платьев. Пестротканые материалы – клетчатые, в полоску – рекомендуются обычно для повседневной одежды. Недостаточное внимание к свойствам фактуры часто приводят к неудачному сочетанию в одном изделии разных материалов, что зрительно, создаёт дробность и дисгармонию формы. Если изделие имеет недостаточно выраженные фактуру и цвет, то его форма выглядит неорганизованной, невыразительной.

^ Фактура материала – самостоятельный активный элемент формы модели, оказывающий не менее значительное влияние на пропорциональные соотношения элементов форм, чем размер и цвет изделия. Крупный рисунок фактуры уменьшает размеры поверхности, мелкий – увеличивает. Сложную по рисунку поверхность следует уравновешивать: небольшой участок ярковыраженной фактуры лучше смотрится на гладком фоне поверхности большой площади. Различают ручной и механический способы создания фактуры. К первому раньше относили вышивку, аппликацию, вязание, плетение, теперь эти виды фактур можно получить машинным способом. Ко второму относятся создание ткацких переплетений, химическая обработка материалов с целью придания поверхности определённого фактурного эффекта, тиснения, печать и т.д. Все фактуры должны быть ритмически организованны, т.е. иметь орнаментальную закономерность. Фактура материалов неразрывно связана с их структурными свойствами, которые играют не менее важную роль при создании формы костюма. С точки зрения структуры существуют ткани “сухие” (шерсть с лавсаном, лён с лавсаном и др.), которые отчасти затрудняют обработку изделий, но благодаря упругой эластичности позволяют создавать устойчивые формы с чёткими контурами и внутренними линиями. Ткани рыхлые, мягкие, типа букле могут создавать форму неустойчивую, скользящую. Есть ткани тонкие, прозрачные, но обладающие разными пластическими свойствами, например капрон и шифон: первый создаёт торчащие жёсткие складки, второй – мягкие, “льющиеся”. Универсальным материалом не только для костюмов, платьев, белья, но и для мебели, портьер, технических изделий является трикотаж. Он обладает прекрасными пластическими драпированными и гигиеническими свойствами. Всё большее распространение при изготовлении одежды получают нетканые материалы. Благодаря высокой пористости и рыхлости нетканые материалы имеют хорошую воздухо- и паропроницаемость, высокие теплозащитные свойства. Недостатком нетканых материалов является их деформация при носке, малая драпируемость, усадка по длине и ширине. Широкое распространение получили плёночные материалы и искусственные кожи. Они могут быть монолитной или пористой структуры, прозрачные и непрозрачные, бесцветные. Их применение очень велико – от специальной одежды, служащей защитой от загрязнений, масел, до пальто различного назначения, не говоря уже о таких изделиях, как плащи, зонты и т.д. Наибольшее распространение получили плёночные материалы. Плёнки – прекрасный материал для нанесения на них различных узоров краской, способом тиснения. Но они имеют и существенные недостатки. Например, слабую воздухо- и паропроницаемость, быстрое старение. Искусственные кожи имеют волокнистую основу с лицевым покрытием под натуральную кожу или замшу. В качестве основы используются хлопчатобумажные и шерстяные ткани. Искусственные кожи достаточно износоустойчивые, эластичные, водонепроницаемые, хорошо очищаются, но плохо драпируются и тяжелы. Основными и традиционными материалами, из которых всегда изготовляли одежду, являются ткани. Шерстяные ткани отличаются многими ценными качествами, благодаря которым они давно стали необходимы человеку. Они обладают высокими теплозащитными свойствами и хорошей гигроскопичностью, воздухопроницаемостью. Традиционные истинно русские льняные ткани видоизменились за счёт придания им большей пластичности, разреженности. Благодаря этому они стали более лёгкими. Льняные ткани имеют самое различное оформление. Среди них есть набивные с ткацким рисунком, гладкокрашенные с мелкоузорным и ажурным рисунками за счёт ткацких переплетений. Исходя из структурных, фактурных, гигиенических и теплозащитных свойств различных материалов, используемых для изготовления одежды, создаются определённые виды и формы изделий конкретного функционального назначения. В композиции костюма большое значение приобретают орнаментированные ткани. Каждый материал с его структурными и фактурными свойствами требует своего декоративного и орнаментального оформления. Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначены для украшения различных предметов. Многообразие орнаментации ткани в основном может быть представлено следующими видами орнамента: классический, растительный, зооморфный, абстрактно-геометрический и др. Ткань может быть орнаментирована так же рисунками тематического характера: пейзаж, натюрморт. Но функции орнамента заключаются не только в украшении ткани, он во многом способствует формированию образного решения костюма в целом.

Цвет. Первое впечатление от костюма возникает благодаря цвету. Он даёт эмоциональный толчок, это очень сильный фактор восприятия предметов окружающего мира. Цвет в костюме может способствовать созданию определённого настроения и связывается с такими понятиями, как радость, печаль, благородство, строгость, молодость и т.д. Цвет как средство композиции костюма тесно связан с его формой. Если форма костюма лаконична, геометрически проста и имеет чётко выраженные плоскостные решения, то костюм не будет выглядеть мрачным при использовании тёмно-синих и серо-синих тонов. При форме костюма с массивными складками из такой же ткани тёмно-синего цвета он будет выглядеть как чёрный. С простой формой хорошо сочетаются яркие, сочные цвета, постельные, мягкие, могут использоваться для более сложных силуэтов. Цвет позволяет скорректировать не совсем пропорциональное сложение, создаёт связь между отдельными частями изделия. С помощью цвета можно акцентировать элементы формы, подчеркнуть ту или иную часть фигуры, охарактеризовать облик человека в целом. Гармония цветовой композиции костюма во многом определяется тем, насколько он соответствует индивидуальным колористическим особенностям человека, таким, как цвет глаз, волос, кожи.

Цвет в костюме должен сочетаться не только с внешним обликом человека, но и соответствовать его психологическому состоянию, темпераменту. Цветом может, выражена сезонность одежды. Известно, что летние костюмы отличаются яркостью цветовых сочетаний, обилием светлых и белых цветов, гармонирующих с яркой зеленью, синим небом, морем, жёлтым песком, и т.д. В цветовом решении зимней одежды предпочтительны соотношения одинаковых цветов или сочетания тёмного и светлого. Весна – пробуждение природы, появление первых голубовато-зелёных ростков, серовато-зеленоватых почек. Цвета для весенней одежды рекомендуются более лёгкие, нежные, голубовато-зеленоватой гаммы. Для осени характерны насыщенные, но приглушённые к контрасту цветов, в основном это красновато-коричнево-охристая гамма. Однако в повседневной осенней одежде используются более спокойные, постельные тона, а в нарядной – цвета контрастные.

Цвет одежды играет немаловажную роль как фактор возрастного различия. Для одежды детей характерны нежные и светлые постельные тона, подростки предпочитают более контрастные цвета, взрослые – одежду глубоких цветовых тонов. Таким образом, для того, чтобы правильно использовать цвет в одежде, необходимо подобрать цветовую гамму ансамбля с учётом своего стиля, индивидуального облика, принимая во внимание соответствие цветовых сочетаний функциональному назначению, форме и фактуре материала костюма.

2.Хроматический и ахроматический цветовые ряды. Сочетание пар хроматических и ахроматических цветов. Характеристика цветовых рядов.

2.1. Ахроматические и хроматические цветовые ряды

Все цвета во всем их многообразии делят на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические.

Группа ахроматических цветов включает цвета белый, черный и серый. При этом серый цвет может иметь множество оттенков, которые отличаются один от другого только светлотой. Человеческий глаз способен различать очень большое число серых оттенков – до 300–400.Опираясь на понятие «светлота», можно дать достаточно строгое определение ахроматических цветов: ахроматическими называют те цвета, которые не имеют цветового тона и отличаются один от другого только по светлоте. Необходимо отметить, что в приведенном определении было использовано понятие «цветовой тон». Тон может обозначать цветовой строй художественного произведения, его гамму, или тон может определять светлотные отношения в произведении.

Рис. 7. Ахроматическая композиция

В зависимости от освещения и способности поверхности отражать свет в том или ином количестве можно составить постепенный ряд ахроматических тонов, начиная от белого и кончая черным. Расположенные в порядке убывающей светлоты ахроматические цвета образуют ряд, в котором можно выделить пять основных относительно определенных ступеней – это черные, темно-серые, серые, светло-серые, белые тона (рис. 7). Степень светлоты ахроматического тона трудно выразить абсолютно. Ахроматический ряд, который содержит определенное число ступеней, в равной степени отличающихся одна от другой по светлоте, называют равноступенным. В ахроматическом ряду (рис. 8), состоящем из девяти ступеней, средний цвет находится в середине, разделяя все цвета на две группы: светлые и темные. Этот серый средний цвет является самым спокойным, нейтральным; соответствующую эмоциональную окраску приобретают и композиции, где он участвует.



Рис.8. Равноступенный ахроматический ряд тонов



Хроматические цвета — это те цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет определяется тремя физическими понятиями: цветовой тон, насыщенность и яркость.



2.2.Светлота, насыщенность и цветовой тон

^ Цветовой тон – качество хроматического цвета, которое обычно именуется его названием (красный, синий, зеленый и т. д.). Это первичный и впечатляющий элемент цветовой композиции, служащий исходным материалом для бесчисленных преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности красок. Это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра - желтый, зеленый, красный и т.д. Фактически мы в своей речи так и говорим: цвет.

Насыщенность - степень отличия цветного изображения от не цветного, чистота цвета, зависящая от степени добавления к нему серого цвета. Наибольшей насыщенностью обладают цвета спектра. Поэтому чистота всех спектральных цветов принимается за единицу, несмотря на их разную насыщенность. Наиболее насыщен — синий цвет, наименее — желтый. Однако при оформлении интерьера приходится сталкиваться не со спектральными цветами, а с цветами различных красок. И здесь, наряду с чистотой цвета, приобретает особое значение насыщенность краски, то есть процентное содержание по массе чистого хроматического пигмента в красящем составе. Хроматическую композицию можно построить, варьируя насыщенность одного цвета постоянной светлоты. Это достигается путем добавления к выбранному цвету нужного количества равного ему по светлоте серого. В результате варианты цвета образуют чистый ряд по насыщенности, в котором насыщенность закономерно изменяется, светлота остается неизменной, а цветовой тон ароматизируется. От примеси равносветлого серого светлота основного цвета не меняется. Количество ступеней такого ряда различно для разных цветов и зависит от разрешающей способности краски. Например, краплак красный, кадмий пурпурный, ультрамарин превосходят в этом отношении кадмий лимонный или кобальт фиолетовый светлый. Они дают, как принято говорить, более длинную растяжку. Композиция при одинаковых насыщенности и светлоте может быть и многоцветной.



* один хроматический цвет + ахроматический

* хроматический цвет с оттенками

Равенство насыщенности и светлоты всех цветов в многоцветной композиции — одно из средств композиционного объединения различных цветов. Степень насыщенности цвета зависит от его светлоты. Из двух равнонасыщенных цветов более насыщенным воспринимается более светлый. Оствальд понимал под насыщенностью отличие цвета от серого. В противоположность ему Гельмгольц рассматривал насыщенность как интенсивность цветового впечатления, скорее с чисто психологической стороны. Но интенсивность цвета – это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это скорее психологическое понятие, нежели физическое: "не чистый" оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Это свойство, выражающее близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному цвету, относительная яркость цвета по отношению к образцу. Черно-серо-белая (т.е., ахроматические цвета) краска имеет только светлоту, а цветные - и светлоту, и цвет. Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом. Цветные краски можно сравнивать по светлоте друг с другом. Уровень светлоты окрашенных объектов определяется при сравнении их с ахроматическими (серыми) объектами и при выявлении степени их приближения к белому цвету.

Фактически, если говорить о "цветных" цветах - то это примесь черного или же белого в краске. Если в какой-то цвет добавляется белый, результат мы называем светлым оттенком этого цвета. Мы говорим: светло-розовый - оттенок красного. И если в этот цвет добавляется черный, в результате получается темный оттенок. Темным тоном красного цвета мы называем бордо или коричневый.

Наиболее темные оттенки цвета имеют светлоту, близкую к нулю. Градация светлоты, так же как и цветового тона, иллюзорно изменяет пространство интерьера, увеличивая или уменьшая, облегчая или утяжеляя, выделяя или маскируя архитектурные формы, придавая интерьеру эмоциональную окраску. Светлота цвета может быть значительно повышена при помощи естественного или искусственного освещения. Так, когда луч солнечного света попадает в комнату, привычная, ничем не примечательная обстановка вдруг оживляется, привлекает внимание и доставляет радость.
Литература

  1. file://localhost;

  2. «Свет и цвет в природе» Н. Вавилов

  3. Зайцев А.А. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986. – 158 с.

  4. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 260 с.

  5. Пармон Ф.И. Композиция костюма: Учеб. для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1985. – 264 с., ил.

  6. Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. – М.: Лег. и пищ. пром-сть, 1983. – 192 с.: ил.



^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования « Витебский государственный технологический университет»

кафедра дизайна

^ Контрольная работа №1

По курсу «Рисунок и основы композиции»

Раздел « Рисунок»

Факультет заочный гр. ЗШ-89

Шифр № 061253

Исполнитель: Телюк Е. А.

дом. адрес: 220007 г. Минск,

ул. Могилевская 16-464

Рецензент: Самутина Н. Н.

Витебск

2011





Скачать файл (532 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации