Учебное пособие - Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса
скачать (2161.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 2162kb. | 15.11.2011 19:56 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Содержание введение Интерфейс пользователя Методы и средства разработки пользовательского интерфейса Стандартизация пользовательского интерфейса Современный стиль в [ документ ]
- Курсовой проект - Проектирование пользовательского интерфейса на примере графического модуля швейно-трикотажной САПР [ курсовая работа ]
- 2. Эффективность пользовательского интерфейса [ документ ]
- Практическая работа №4 Проектирование интерфейса ис (мдк. 03. 01 Технология разработки по) Задание [ документ ]
- №1 [ лабораторная работа ]
- Проектирование пользовательского интерфейса [ курсовая работа ]
- Цель работы [ документ ]
- №3 (Вариант 3) [ лабораторная работа ]
- Дизайн [ реферат ]
- «Разработка пользовательского интерфейса» [ документ ]
- Выполнение настройки пользовательского интерфейса [ документ ]
- Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Практика [ документ ]
1.doc
Самарский Государственный Технический УниверситетКафедра “Информационные технологии”
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
на тему: «Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса»
(материалы одноименной книги А.К.Гультява и В.А.Машина)
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
1. ПОНЯТИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ 6
1.1. ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ: МОСТ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И КОМПЬЮТЕРОМ 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 8
1.3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 12
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 14
2.1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА 14
2.2. ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 18
2.2.1. ВЫБОР СТРУКТУРЫ ДИАЛОГА 19
2.2.2. РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ДИАЛОГА 25
2.2.3. ВИЗУАЛЬНЫЕ АТРИБУТЫ ОТОБРАЖАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ 29
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 32
3.1. ОСОБЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 32
3.2. ОБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНТЕРФЕЙСА 34
3.3. КОМПОНЕНТЫ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 36
3.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ПРИЛОЖЕНИЕМ 41
3.5. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТАМИ 48
3.6. ОПЕРАЦИИ ПЕРЕСЫЛКИ И СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТОВ 54
3.6.1. ОПЕРАЦИИ ПЕРЕСЫЛКИ 54
3.6.2. ОПЕРАЦИИ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ 65
3.6.3. ОПЕРАЦИИ СВЯЗЫВАНИЯ ОБЪЕКТОВ 66
4. ОКНА И ПИКТОГРАММЫ 67
4.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПИКТОГРАММ 68
4.2. ПЕРВИЧНЫЕ ОКНА 69
4.2.1. СТРУКТУРА ПЕРВИЧНОГО ОКНА 69
4.2.2. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ С ОКНАМИ 72
4.2.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДОКОН 78
4.2.4. МНОГОДОКУМЕНТНЫЙ ИНТЕРФЕЙС (MDI) 80
4.2.5. ВЫБОР МОДЕЛИ ОКНА 88
4.3. ВТОРИЧНЫЕ ОКНА 89
4.3.1.ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВТОРИЧНЫХ ОКОН 89
4.3.2. ПАНЕЛИ СВОЙСТВ И КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ 95
4.3.3. ДИАЛОГОВЫЕ ПАНЕЛИ 99
Интерпретация системой имени файла 104
4.3.4. ДРУГИЕ ТИПЫ ВТОРИЧНЫХ ОКОН 106
5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ 108
5.1. МЕНЮ 109
5.1.1. ГЛАВНОЕ МЕНЮ ОКНА И ВЫПАДАЮЩИЕ МЕНЮ 109
5.1.2. ВСПЛЫВАЮЩИЕ МЕНЮ 112
5.1.3. КАСКАДНЫЕ МЕНЮ 117
5.1.4. ЗАГОЛОВОК МЕНЮ 118
5.1.5. ПУНКТЫ МЕНЮ 118
5.2. КНОПКИ 122
5.2.1. КНОПКИ УПРАВЛЕНИЯ 122
5.2.2. ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ 124
5.2.3. ФЛАЖКИ 125
5.3. СПИСКИ 127
5.3.1. СПИСОК ЕДИНИЧНОГО ВЫБОРА 128
5.3.2. ВЫПАДАЮЩИЙ СПИСОК 129
5.3.3. РАСШИРЕННЫЙ СПИСОК И МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА 130
5.3.4. МОДИФИЦИРУЕМЫЙ СПИСОК 131
5.3.5. МОДИФИЦИРУЕМОЕ ДЕРЕВО 133
5.4. ТЕКСТОВЫЕ ОБЛАСТИ 134
5.4.1. ТЕКСТОВЫЕ ПОЛЯ 134
5.4.2. МНОГОСТРОЧНОЕ ТЕКСТОВОЕ ПОЛЕ 135
5.4.3. КОМБИНИРОВАННЫЙ СПИСОК 136
5.4.4. ВЫПАДАЮЩИЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ СПИСОК 136
5.4.5. ДИСКРЕТНОЕ ТЕКСТОВОЕ ПОЛЕ 137
5.4.6. СТАТИЧЕСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ ОБЛАСТИ 138
5.4.7. ПОЛЕ НАЗНАЧЕНИЯ ГОРЯЧИХ КЛАВИШ 138
5.5. ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ И СТРОКА СОСТОЯНИЯ 139
5.6. ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 142
5.6.1. ГРУППИРУЮЩИЙ БЛOK 143
5.6.2. ЗАГОЛОВКИ СТОЛБЦОВ 143
5.6.3. ЭТИКЕТКА ВКЛАДКИ 144
5.6.4. ПОЛОСЫ ПРОКРУТКИ 144
5.6.5. ПОЛЗУНКОВЫЙ РЕГУЛЯТОР 146
5.6.6. ИНДИКАТОР СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА 147
5.6.7. ВСПЛЫВАЮЩАЯ ПОДСКАЗКА 147
5.6.8. КОЛЛЕКЦИИ 148
5.6.9. ОБЛАСТЬ СООБЩЕНИЙ 148
5.7. ВЫБОР ВИЗУАЛЬНЫХ АТРИБУТОВ ОТОБРАЖАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ 149
5.7.1. КОМПОЗИЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ 150
5.7.2. ЦВЕТ 151
5.7.3. ШРИФТ 153
5.7.4. «МНОГОМЕРНОСТЬ» ЭКРАНА 153
5.7.5. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 153
5.7.6. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЯЕМЫХ ОПЕРАЦИЙ 155
5.8. ТРИ СЛУЧАЯ ИЗ ЖИЗНИ GUI 157
6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 159
6.1. ОКНО СООБЩЕНИЕ 159
6.2. КОНТЕКСТНАЯ ПОМОЩЬ 163
6.2.1. КОМАНДА ЧТО ЭТО? 164
6.2.2. ВСПЛЫВАЮЩАЯ ПОДСКАЗКА 165
6.2.3. ВЫВОД СООБЩЕНИЙ В СТРОКЕ СОСТОЯНИЯ 166
6.2.4. КНОПКА СПРАВКА 167
6.3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОМОЩЬ 167
6.4. СПРАВОЧНИК 169
6.5. МАСТЕРА 173
6.6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 176
6.7. СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 179
7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА: ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ 183
7.1. ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ 183
7.2. WEB-СТРАНИЦЫ И САЙТЫ 185
Карта сайта "форт-техиология" 188
7.3. ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС СИСТЕМ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ 194
Временные характеристики зрения 198
Значения коэффициента оперативности кода 200
Влияние геометрической сложности знака на его декодирование 201
Обобщенные показатели сенсомоторной характеристики оператора 201
8. СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 203
8.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ РАЗРАБОТКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 203
8.2. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВ ПОДДЕРЖКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 209
8.3. СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ WEB-ДОКУМЕНТОВ 213
9. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ИЛИ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 218
10. ПРИЛОЖЕНИЕ 223
11. ГЛОССАРИИ 230
12. ЛИТЕРАТУРА 240
Предисловие
Еще не так давно (лет десять назад) программисты могли использовать весьма ограниченный арсенал средств взаимодействия пользователей с создаваемыми программами. Как правило, такое взаимодействие заключалось в обмене текстовыми сообщениями либо псевдографическими изображениями. При этом «промышленное» программное изделие в основном соответствовало действовавшим в то время государственным стандартам, которые предусматривали наличие соответствующей программной документации. С ее помощью пользователи программного изделия могли уяснить все особенности работы с ним. Более того, сами эти пользователи были если и не программистами, то по крайней мере людьми, достаточно хорошо знакомыми с вычислительной техникой.
В силу указанных причин проблемы, связанные с разработкой и освоением средств общения пользователей с программами, решались весьма просто и, как правило, достаточно стандартным образом.
За последние годы ситуация коренным образом изменилась.
Во-первых, с распространением персональных компьютеров невероятно возросло число пользователей ЭВМ, в том числе не имеющих даже начальных знаний в области вычислительной техники.
Во-вторых, значительно увеличилось и число программирующих пользователей ЭВМ, как имеющих соответствующую базовую подготовку, так и «самоучек»; в их распоряжении имеются мощные средства разработки, которые позволяют создавать программы с практически неограниченными интерактивными возможностями.
В-третьих, имеющиеся государственные стандарты на разработку программных продуктов безнадежно устарели и их влияние на технологию программирования практически равно нулю.
И, наконец, наличие такого уникального (и универсального) средства коммуникации, как Интернет, позволяет всем желающим выставлять на всеобщее обозрение плоды своего творчества, вне зависимости от их качества и предназначения; при этом каждый автор надеется на высокую оценку своего труда со стороны коллег и потенциальных пользователей.
Все это привело к тому, что на свет стало появляться все больше программных продуктов, которые на самом деле таковыми не являются. Назвать их «уродцами» язык не поворачивается, поскольку практически все они снабжены ярким и, на первый взгляд, весьма впечатляющим интерфейсом в виде многочисленных и разнообразных кнопок, пиктограмм, переключателей и т.п. Это, скорее, бабочки-однодневки, которые так резво машут своими пестрыми крылышками, что никак не удается рассмотреть, что же они все-таки умеют делать.
С другой стороны, даже действительно полезные программы, но снабженные неудачным интерфейсом, остаются невостребованными. Более того, известны случаи, когда достаточно крупные проекты были отклонены заказчиком только из-за того, что разработчиком не были своевременно и качественно решены вопросы, связанные с пользовательским интерфейсом.
Важность грамотного проектирования и реализации пользовательского интерфейса осознана ведущими фирмами-производителями программного обеспечения уже давно. Об этом говорит тот факт, что проектирование пользовательского интерфейса рассматривается ими как отдельный процесс в рамках жизненного цикла любого программного продукта. Причем и сам этот процесс, и качество создаваемого интерфейса регламентируются целым рядом соответствующих стандартов. Те программные продукты, которые им не удовлетворяют, практически не имеют шансов на «выживание».
В настоящее время на российском книжном рынке недостаточно литературы, посвященной разработке пользовательского интерфейса. Уже нельзя ориентироваться на устаревающие стандарты, а также устаревшие версии системного и прикладного программного обеспечения. Недостаток литературы по данному вопросу приводит к тому, что даже в среде профессиональных программистов отсутствует единая трактовка терминов и понятий, относящихся к пользовательскому интерфейсу.
Необходимо обобщить зарубежный и отечественный опыт в создании пользовательского интерфейса с учетом последних достижений в области графического интерфейса пользователя (GUI) с учетом особенностей применения наиболее распространенных средств визуального программирования — Visual C++, Visual Basic, Delphi.
Скачать файл (2161.5 kb.)