Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Компьютерные шрифтовые технологии - файл 1.doc


Лекции - Компьютерные шрифтовые технологии
скачать (258.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc259kb.19.11.2011 08:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования Российской Федерации

Омский государственный технический университет

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ШРИФТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Тексты лекций

Омск 2003

УДК 655.24:004

ББК 37.8 + 32.973.26-018.2 С 95

Рецензенты:

В. И. Стариков, канд. техн. наук, доцент кафедры высшей математики

и информатики Омского государственного института сервиса,

В. М. Вдовин, зам. директора типографии "САРОС".

Сысуев И. Л.

С 95 Компьютерные шрифтовые технологии: Тексты лекций. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. - 32 с.

Рассматриваются вопросы, относящиеся к современным технологиям обра­ботки текстовой информации.

Представлены способы описания изображений в компьютерных шрифто­вых технологиях вообще и изображений символов шрифтов в частности. При­водятся сведения относительно наиболее используемых шрифтовых форма­тов. Отдельно рассмотрены положения, касающиеся вывода шрифтов.

Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направле­нию 656900 "Технология полиграфического и упаковочного производства", специальности 281400 «Технология полиграфического производства». Может быть использовано студентами специальностей 052400 "Промышленный ди­зайн" и 350700 "Реклама промышленной продукции и технологий".

© И. А. Сысуев, 2003

© Омский государственный технический университет, 2003

Введение

Еще в 60-70-е годы XX века для воспроизведения текстовой части большинства изданий использовался металлический набор:

  • во-первых, ручной, ведущий свою историю от Гутенберга (а может и раньше?);

  • во-вторых, механизированный — "горячий", связанный с отливкой литер и строк, моно- и линотипный, бывшие на протяжении примерно 70 лет, начиная с 1890-х, основными средствами наборного производства.

Наборные цеха и участки типографий имели тогда в обороте тонны литер и гартового сплава на основе свинца. Такое производство было не только вредным для здоровья работающих, но и, в современном представ­лении, отличалось малой технологической гибкостью и производитель­ностью.

Эра классического фотонабора, начавшаяся в 1960-х, оказалась недолгой. Это произошло несмотря на то, что получение текстового набора на фото­пленке взамен металлического было гигантским скачком как в техноло­гическом отношении, так и с точки зрения охраны окружающей среды и здоровья. Стремительно развивались и внедрялись во все сферы жизнедеятельности общества компьютерные технологии.

"Сканер — компьютер — принтер" — сегодня мини-типография — размещается на письменном столе. Подготовка и оформление текстовых документов доступны в настоящее время практически каждому, а воз­можности компьютерного набора и верстки любых по сложности текстов практически неограниченны. Такое стало возможным благодаря, в том числе, и развитию компьютерных шрифтовых технологий, поскольку именно шрифт является сутью и основой графики и композиции текста.

^ 1. Способы описания изображения в компьютерных технологиях

В настоящее время шрифты практически не существуют в вещественном виде. Обработка текстовой информации стала областью компьютерных технологий, а в силу этого — шрифты сегодня являются программным компонентом и представляют собой файлы кодированной информации, содержащей описания символов и инструкции по их использованию.

Символы шрифта, в конечном итоге, являются изображениями. Рассмотрим в этой связи применяющиеся в компьютерных технологиях способы описания изображений вообще и способы описания символов в частности.

Одно и то же изображение в различных компьютерных технологиях может быть описано различными способами.

^ 1.1. Растровый способ описания изображения




В этом способе изображение описывается посредством отдельных однородных (одинаковых между собой) элементов — элементов изображения: пикселов (pixel) или точек (dot) (рис. 1).

Рис. 1. Воспроизведение шрифтового знака по растровой схеме


Размер элементов изображения достаточно мал, поэтому их также можно называть микроэлементами. Совершенно очевидно, что чем меньше размер элементов изображения, тем выше точность его описания.

В растровом способе изображение формируется по принципу "точка заточкой", "строка за строкой". Каждый элемент изображения (пиксел или точка) окрашивается в один из допустимых цветов, среди которых всегда присутствует цвет фона (или основы). Такой принцип использу­ется при воспроизведении изображений:

  • на экранах мониторов,

  • в принтерах (матричных, струйных, лазерных),

  • в фотовыводных устройствах (фотонаборах, фотовыводах —технология "компьютер - фотоформа", "computer-to-film"),

  • в рекордерах — устройствах для изготовления печатных форм (по технологии "компьютер - печатная форма" — "computer-to-plate"}; в том числе в формных модулях печатных машин — технология "компьютер - печатная машина" —"computer-to-press",

в "цифровых" печатных машинах цветной электро­-фотографии (технология "компьютер - печатный оттиск" — " computer- to-print").

Элементы изображения, воспроизводимые на экране (монитора, дисплея), называют пикселами. Происхождение термина pixel обуслов­лено связыванием двух слов picture elementэлемент изображения, а сам термин первоначально использовался исключительно для обозна­чения высвечивающегося на экране элемента. (В настоящее время его используют шире: пикселом также называют элемент изображения, описанного растровым способом1 в цифровом виде, например, в компьютерных технологиях.)

В принтерах и "цифровых" печатных машинах (которые, по сути, также являются принтерами: англ, printпечатать), т. е. устройствах -формирования изображения растровым способом на бумажном носителе, элементы изображения называют/почками (dot), равно как и в прочих перечисленных выше устройствах формирования изображе­ния растровым же способом, но на иных носителях.

В монохромных, т. е. одноцветных (например, черно-белых) устройствах для воспроизведения изображений точки и пикселы имеют два допустимых цвета ("штрих и фон", например, черный и белый — для принтера, черный и зеленый — для экрана). При этом один из цветов — всегда цвет фона: белый цвет подложки (бумаги) для принтера, черный цвет фона — для экрана.

В цветных, многоцветных, многокрасочных устройствах для воспроизведения изображений точки и пикселы могут окрашиваться в основные цвета аддитивного синтеза на экранах (красный, зеленый, синий) или цвета субтрактивного синтеза (голубой, пурпурный, желтый и дополнительно черный) — в печатающих устройствах.

Количество приходящихся на единицу линейного размера элементов изображения, описанного или воспроизводимого растровым способом, называют разрешением устройства. Разрешение указывают чаще всего в элементах изображения на дюйм.

Например, разрешение экрана 72,96, 120 ppi — pixel per inch пикселов на дюйм, разрешение лазерного принтера 300, 600, 1200 dpi — dot per inch — точек на дюйм. Для перевода разреше­ния в единицы метрической системы (пикселы и точки на санти­метр — ppcm, dpcm) следует значения в ppi и dpi поделить на 2,54 (1 дюйм в Англии равен 2,54 см).

Таким образом, количество элементов в изображении (т. е. описыва­ющих изображение) определяется его линейным размером и разреше­нием.

Структура данных, необходимая для воспроизведения изображения, описанного растровым способом, представляет собой прямоугольную таблицу, каждый элемент которой соответствует каждому элементу изображения. Такую таблицу называют растровой картой изображения или битовой картой (bitmap)2.

Хранение описанного растровым способом изображения требует больших объемов памяти и, следовательно, затрат времени на обработку.

Например, изображение размером 210x297 мм — стандарт­ный формат А4 при разрешении 2540 dpi (т. е. 1000 точек/см = 100 точек/мм) описывается 623 миллионами точек.

Еще одним недостатком растрового способа описания является тот, что изображение трудно масштабируется и преобразуется, так как это связано с пересчетом растровой карты. Преобразование растровой карты изображения, называемое ресэмплингом (resampling)3, — процесс сложный, трудоемкий и не всегда целесообразный.

К преимуществам следует отнести то, что описанное растровым способом изображение достаточно просто воспроизводится устройст­вами с растровым способом формирования изображения (т. е. экранами и принтерами, включая все вышеперечисленные устройства). Растровый способ описания и воспроизведения хорошо согласуются.

^ 1.2. Векторный способ описания изображения

Векторный способ описания основан на построении изображения из геометрических примитивов: точек, отрезков прямых (протяженностей), векторов, дуг окружностей, парабол и подобных им элементов — сплайнов (рис. 2-5). Под сплайном имеют ввиду кривую, гладко соединя­ющую серию фиксированных точек4.

Каждый такой элемент (геометрический примитив) хранится в памяти компьютера в виде математической формулы. Изображение "расчленено" и состоит из контуров элементов, а замкнутые контуры могут быть "залиты" (заполнены) тем или иным цветом.

Описания, основанные на геометрических примитивах, называют векторными описаниями, а соответствующие им изображения вектор­ными изображениями5.

Векторные описания имеют следующие основные преимущества:

  • компактность (малый размер);

  • простоту редактирования (каждый элемент редактируется от­дельно);

  • легкость масштабирования (выполняется путем простых математи­ческих операций: параметры примитивов умножаются на коэффициент масштабирования) при неизменном качестве изображения.












Рис. 2. Геометрические примитивы, используемые для описания изображений

векторным способом, в скобках число степеней свободы.



Рис.3. Квадратичный сплайн:

P1 = (x1, y1) – якорная точка, начало контура,

P2 = (x2, y2) – якорная точка, окончание контура,

P3 = (x3, y3) – тангенциальная точка,

P(t) = (x(t),y(t)) – любая точка кривой 0 ≤ t ≤ 1,

x(t) = x1(1-t)2 + 2x3(1-t)t + x2t2,

x(t) = y1(1-t)2 + 2y3(1-t)t + y2t2

Рис.4. g – конические функции:

P1 = (x1, y1) – якорная точка, начало контура,

P2 = (x2, y2) – якорная точка, окончание контура,

P3 = (x3, y3) – тангенциальная точка,

P(t) = (x(t),y(t)) – любая точка кривой 0 ≤ t ≤ 1,




H = a / b – крутизна

S = a / (b-a) = H / (1-H)


Рис.5. Кубические сплайны (кривые Безье):

P1 = (x1, y1) – якорная точка, начало контура,

P2 = (x2, y2) – якорная точка, окончание контура,

P3 = (x3, y3), P4 = (x4, y4) – тангенциальная точка,

P(t) = (x(t),y(t)) – любая точка кривой 0 ≤ t ≤ 1,

x(t) = x1(1-t)3 + 3x3(1-t)2t +3x4(1-t)t2 + x2t3,

y(t) = y1(1-t)3 + 3y3(1-t)2t +3y4(1-t)t2 + y2t

Естественным способом вывода (формирования) векторных изобра­жений является векторный способ. Однако, устройств с векторным способом вывода существует очень мало. Это обусловлено тем, что, во-первых, технически сложно реализовать произвольное (в двух коор­динатах) перемещение записывающего, рисующего, печатающего инструмента, а, во-вторых, тем, что создание изображения последовательной прорисовкой геометрических примитивов крайне медленно.

К этому классу устройств можно отнести векторные дисплеи, а среди принтеров только:

  • графопостроители (используются для вывода чертежей в строительстве и архитектуре),

  • перьевые, режущие или универсальные со сменным инструментом плоттеры (применяются в первом варианте как и графопостроители, во втором — для оформления табличек, вывесок и т. п., например, в наружной рекламе).

Векторно описанные изображения очень легко преобразуются в раст­ровые, и, наоборот, практически невозможно осуществить экспорт изображения из растрового формата в векторный.

^ 1.3. Общие сведения о языке PostScript

Формирование современной технологии настольных издательских систем (DTPDeskTop Publishing) связано с созданием фирмой Adobe в 1985 г. языка описания страниц PostScript (PS) [1]. Это язык стал фактическим стандартом для передачи графической информации между системами подготовки страниц (программами для обработки текстовой и изобразительной информации) и системами отображения документов (принтеры высокого разрешения, фотовыводные устройства и т. п.).

PostScriptязык, созданный специально для программирования графики, использует векторный способ описания графических объектов, где основой описания является путь (path) — совокупность геометрических примитивов. Путь, т. е. воображаемая (невидимая) линия контура, может быть обведен линией, залит цветом и использован в качестве границы. Помимо векторной графики PostScript поддерживает растровое описание изображений (например, полутоновых) как элементов страницы. Язык PostScript является входным языком большинства современных устройств вывода информации.
1.4. Растеризация

В большинстве технических устройств используют для воспроизве­дения изображения растровый способ вывода. Воспроизведение век­торных изображений такими устройствами требует их растеризации (rasterising), т. е. перевода, преобразования в элементы изображения того конкретного устройства воспроизведения, которое и будет использовано для вывода. Иными словами, векторное изображение должно быть преоб­разовано в растровую карту. Растеризация осуществляется всякий раз, когда векторные объекты должны быть воспроизведены устройством с растровым способом вывода, например, экраном монитора или принте­ром. Это усложняет и замедляет процесс отображения векторных объектов.

При выводе на экран монитора растеризация осуществляется сред­ствами графических библиотек операционной системы совместно с про­граммой, в которой векторное изображение генерировано, т. е. создано, сформировано. Если объем видеопамяти ограничен, то процесс растери­зации можно наблюдать: элементы изображения на экране появляются последовательно, что для сложных изображений может занимать значи­тельное время.

При выводе на матричном принтере и подобных простых устройствах растеризация осуществляется частью операционной системы, называ­емой драйвером, совместно с программой, где векторное изображение генерируется. Полученная растровая карта передается на принтер в сопровождении управляющих команд.

Более сложные устройства с растровым выводом изображения (лазерные принтеры, фотовыводы, рекордеры, реализующие техноло­гию "компьютер — печатная форма" и т. п.) осуществляют растери­зацию посредством растрового процессора (Raster Image ProcessorRIP). Растровый процессор выполняет две основные функции: расшифровка или интерпретация описания страницы на языке PostScript и собственно создание образа страницы документа в виде растровой карты.

Растровые процессоры могут иметь программное или аппаратное ре­шение. Аппаратные RIP выполняются, например, в виде устанавлива­емой в принтер платы, содержащей собственный процессор, оператив­ную память и постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) с записанной программой интерпретатора.

Программные RIP представляют собой программные средства, уста­новленные на универсальных компьютерах IBM PC или Apple Macintosh. Следует отметить, что четкого разделения между аппаратными и программными растровыми процессорами не существует, так как последние часто требуют использования дополнительных плат.

^ 2. Цифровые шрифты

2.1. Понятие цифрового шрифта

Под цифровыми шрифтами понимают шрифты, изображения знаков которых хранятся в цифровом виде.

Первые цифровые шрифты появились совместно с фотонаборными автоматами III поколения, в запоминающих устройствах которых хранились описанные растровым способом изображения символов [5]. Однако они не были в полном смысле цифровыми, правильнее было бы назвать их оцифрованными (электронными) версиями оригинальных шрифтов. Причем, здесь неважно, каким образом производилась оцифровка, а важно то, что оригинальные версии шрифтов создавались дизайнерами на бумажном носителе с использованием различных технологий.

С развитием компьютерных технологий и математики современные шрифты достигли такой точности, которая раньше была невозможна. Они созданы изначально цифровыми, т. е. не существует оригинальных версий шрифтов, оптически фиксированных на материальном носителе. Их оригиналы существуют только в цифровом виде. Дизайнеры создают шрифт, используя в качестве инструмента компьютер и специализиро­ванное программное обеспечение. Как старые, так и новые шрифты становятся цифровыми только тогда, когда их оригинальные версии созданы с использованием современных компьютерных шрифтовых технологий [2].

Цифровой шрифт сегодня — это файл или несколько файлов, содер­жащих описания символов шрифта и инструкции по его использованию. Следовательно, цифровой шрифт можно назвать интеллектуальным.

По способу описания символов цифровые шрифты можно подразде­лить на растровые, векторные, контурные и алгоритмические, наиболее распространенными из которых являются растровые и контурные.

Алгоритмические шрифты были реализованы в технологии METAFONT, разработанной и использованной Д. Кнутом в издательской системе ТЕХ. На сегодняшний день они не представляют практического интереса и по этому здесь рассматриваться не будут.
^ 2.2. Растровые шрифты

В растровых шрифтах (bitmap font) каждый символ описан по точкам (элементам). Если каждый элемент, окрашенный в определенный цвет, обозначить " 1", а цвет фона — "О", то любой изображаемый символ шрифта можно представить в виде прямоугольной таблицы из 0 и 1 — растровой (битовой) карты

Количество элементов (точек), описывающих символ, однозначно связано с размером шрифта: чем больше размер шрифта, тем большее количество точек требуется для описания символа

Например, при увеличении размера шрифта в два раза требуется в четыре (2x2) раза больше элементов.

В состав шрифта входит столько же растровых карт, сколько содер­жится символов, т. е. растровый шрифт образуется из совокупности растровых карт символов шрифта данной гарнитуры определенного начертания и размера.

В растровых шрифтах изображение символов связано непосредст­венно с разрешением или иными словами с размером точек (пикселов), устройства отображения (экрана) или воспроизведения (например, принтера) и может быть отредактировано только по точкам.

Как и любое изображение, описанное растровым способом, символы растрового шрифта трудно масштабируются, преобразуются и трансфор­мируются, так как указанные процессы связаны с пересчетом растровой карты. В силу этого подобного рода преобразования растровых шрифтов трудоемки и, следовательно, нецелесообразны.

Из вышесказанного следует, что файл растрового шрифта содержит шрифт одного размера (кегля), начертания и гарнитуры. Для подобного шрифта, но другого размера требуется создавать отдельный файл, либо увеличивать уже имеющийся включением в него совокупности раст­ровых карт символов нового размера. Также для иного начертания шрифта следует создать отдельный файл.

Таким образом, для одной гарнитуры требуется создание нескольких растровых шрифтов различных размеров и начертаний, которые занимают значительные объемы памяти.

До появления принтеров, поддерживающих язык PostScript, в компь­ютерных технологиях использовались только растровые шрифты, кото­рые имели (и имеют) ряд существенных недостатков:

  • для каждого шрифта, выводимого на принтере, требовалась экранная версия, так как разрешение принтера и экрана значительно отличались;

  • для каждого кегля (размера) требовался отдельный файл;

  • чем больше был размер шрифта, тем больший объем памяти занимал его файл;

  • растровые шрифты не допускали поворотов, поэтому для документов в альбомном формате требовался отдельный набор шриф­тов [3].

В настоящее время растровые шрифты используются практически только как экранные (для оформления рабочего стола, окон, панелей и т. п.) в силу того, что они наиболее удобны для этих целей, т. е. для отображения на экране, с точки зрения скорости прорисовки и затрат ресурсов компьютера на обработку.

Если растровые шрифты использовать в прикладных программах высокого уровня, то требуется создание их экранных версий ввиду того, что, как уже отмечалось выше, разрешение экрана монитора и устройств для вывода — разное.

В операционной системе (ОС) Windows файлы растровых шрифтов располагаются в папке Windows/Fonts, где они имеют обозначение в виде пиктограммы "красная прописная буква А" и расширение *.fon.

^ 2.3. Векторные шрифты

В векторных шрифтах символы представлены описанием в виде совокупности последовательных геометрических примитивов — обычно отрезков прямых, дуг окружностей, заданных своими координатами относительно точки привязки символа.

Эти шрифты являются естественным способом определения начерта­ний символов в графопостроителях, перьевых и режущих плоттерах. Ранее уже отмечалось, что эти устройства способны воспроизводить на материальном носителе последовательно прямые или кривые линии инструментом, произвольно перемещающимся в двух взаимно перпен­дикулярных направлениях, т. е. воспроизводить изображение по век­торной схеме.

В настоящее время векторные шрифты используются в программах, связанных с подготовкой чертежей.

Файлы векторных шрифтов имеют в ОС Windows обозначение в виде пиктограммы "красная прописная буква А" и расширение *.fon.

Имеет смысл еще раз уточнить понятие "векторный шрифт". Здесь и далее термином "векторный шрифт" будем обозначать шрифты с векторным описанием символов, предназначенные для устройств с вектор­ным выводом изображений. Это необходимо потому, что иногда указан­ным термином обозначают контурные шрифты, в которых символы также описаны с использованием векторного способа описания и которые будут рассмотрены ниже.
^ 2.4. Контурные шрифты

В отличие от векторных шрифтов термином "контурные шрифты" (outline fonts) будем обозначать шрифты с векторным описанием символов, предназначенные для вывода на устройствах с растровым способом воспроизведения изображений.

Существует значительное число форматов контурных шрифтов. Первые контурные шрифты трех различных форматов были разра­ботаны фирмой Adobe. Из них шрифты PostScript Typel получили наибольшее распространение. Форматы PostScript Type2 и PostScript ТуреЗ не получили дальнейшей поддержки разработчика, однако на основе шрифтового формата PS ТуреЗ были созданы шрифты другими фирмами.

Не получили широкого распространения шрифты форматов Itellifont фирмы Agfa и Fontscaler фирм Sun/Folio, а также ряд других форматов.

Самыми распространенными контурными шрифтами на сегодня являются шрифты формата TrueType (ТТ), разработанные фирмой Apple и впоследствии лицензированные фирмой Microsoft.
Шрифты PostScript Type1 и TrueType

В контурных шрифтах символы описываются как графические образы, состоящие из сплайнов — линий, плавно соединяющих серию фиксированных контрольных точек и являющихся решением математических уравнений (табл., см. рис. 2-5).

Таблица

Математические функции сплайнов в форматах контурных шрифтов


Формат

Функция

PostScript Typel

Безье-слайны

Itelkfont

Векторы, окружности

TrueType

Квадратичные сплайны

Fontscaler

g-конические функции






Рис. 6. Кубические сплайны: изменение формы сплайна в зависимости:

— от положения (координат) конечной контурной точки (а);

— от положения (координат) тангенциальной точки при неизменном угле

наклона касательной (б);

— от положения (координат) тангенциальной точки с изменением угла

наклона касательной (в)


При разработке символа в первую очередь определяют контрольные точки, а затем строят кривые. Контрольные точки бывают двух типов: "якорные точки", лежащие на контуре, и тангенциальные точки, не при­надлежащие контуру. Тангенциальные точки выполняют двоякую функцию. Во-первых, они определяют форму конкретного сплайна, задавая направление касательных к нему в якорных (контурных) точках. Во-вторых, форма сплайна зависит от расстояния между контурной и тангенциальной точками.

В шрифтах PostScript Type1 (PS, Type 1) используются специальные виды сплайнов — кубические кривые Безье (параболы), задаваемые крайними (якорными) точками и направлением касательных к кривой в якорных точках. Каждый сегмент, из числа которых состоит символ, требует четырех контрольных точек: двух якорных и двух тангенциальных, задающих совместно с якорными направление касательных (рис.6).


Шрифты PostScript Type 1 содержат абсолютные размеры символов. Все символы описаны в координатной сетке в 1000 единиц, которые соответствуют 1 пт. Это позволяет с высокой точностью масштабировать шрифт до любого размера. Масштабирование, как и у любых векторных

Рис. 7. Квадратичные сплайны: изменение формы сплайна в зависимости:

— от положения (координат) конечной контурной точки (а);

— от положения (координат)
тангенциальной точки при неизменном угле наклона касательной (б);

— от положения (координат)
тангенциальной точки с изменением утла наклона касательной (в)


объектов, производится с помощью четких математических операций при неизменном качестве описания контуров символов.

В шрифтах TrueType контуры символов строятся из квадратичных сплайнов. Каждый сегмент символа требует трех точек: двух якорных и одной тангенциальной (рис.7). Все символы описываются в сетке с максимальным размером 16384 единицы, однако чаще используется сетка размером 2048 единиц.

Квадратичные сплайны дают более качественное описание симво­лов [ 1 ] в шрифтах. Однако, при редактировании контуров символов возникают трудности, связанные с тем, что каждая контурная точка оказывает влияние не только на свой контур, но и на соседний сплайн.

В отличие от них кубические кривые, описывающие контуры симво­лов в шрифтах PostScript, позволяют редактировать форму сплайна без из­менения при этом формы соседних. Кроме того, в шрифтах TrueType для описания контура символа в общем случае требуется больше квадратич­ных сплайнов, чем кубических — в шрифтах PostScript, поскольку последние имеют шесть степеней свободы, а первые — только четыре. Следует отметить, что для вывода ТТ-шрифтов на принтерах и иных выводных устройствах высокого разрешения требуется преобразовывать формат шрифта TrueType в формат описания страницы PostScript, который поддерживают устройства с растровым способом воспроизведения.

Контурные шрифты позволяют описывать не только очертания символов, но и помимо уже отмеченной выше простоты масштабирова­ния поддерживать сложные графические эффекты, т. е. могут быть модифицированы. Для контурных шрифтов характерна возможность:

  • сжимать и растягивать символы в горизонтальном
    и вертикальном направлениях;

  • наклонять символы на определенный угол;

  • изменять насыщенность шрифтов;

  • выстраивать символы вдоль произвольной линии;

  • воспроизводить только контуры;

  • изменять заливку внутри символа и другие.

Таким образом, в отличие от растровых шрифтов, которые описы­вают символ по точкам (элементам) в соответствии со схемой "элемент изображения присутствует — элемент изображения отсутствует", контурные шрифты описывают символ как графический образ. Такой графический образ символа представляет собой контур, состоящий из совокупности кривых и отрезков, а каждая линия описывается не набором точек, идущих одна за одной, а только координатами начала контура линии (контурные точки) и координатами внеконтурных (тангенциальных точек). Все иные контурные точки (точнее, их коорди­наты) рассчитываются согласно математическим формулам (см. рис. 3-5).

Иными словами, графический образ символа описывается всегда одним и тем же числом фиксированных точек вне зависимости от его размера и модификации. В растровых шрифтах количество элементов описания символа увеличивается с увеличением размера шрифта (кегля), а модификации (преобразования), в том числе и масштабирование, связаны с пересчетом растровой карты, ввиду чего трудоемки и нецеле­сообразны, следовательно, и не реализуются.

Контурные шрифты по сравнению с растровыми требуют значитель­ных затрат времени на создание (прорисовку) изображения — особенно при выводе на экран. Тщательная прорисовка символов приводит к за­медлению вывода изображения.

При использовании контурных шрифтов, следовательно, необходимо связывать три стандарта: формат описания шрифта, язык описания страницы (PostScript) и язык описания экранных изображений.
Файлы шрифтов TrueType обозначаются в ОС Windows пиктограммой "двойная (серая и синяя) прописная буква Т", имеют расширение *.ttf и располагаются в папке Windows/Fonts.

Шрифты TrueType устанавливаются последовательным выполнением операций: Пуск / Настройка /Панель управления / Шрифты / Файл / Установить шрифт.

PostScript Type1 шрифт, установленный в ОС Windows, содержит два компонента. Файл с расширением *.pfb — собственно файл шрифта, содержит описание начертаний символов. Файл с расширением *.pfm — файл метрики шрифта, содержит таблицы размеров символов (метрику) и таблицы кернинга (индивидуальных межсимвольных пробелов), которые используются для определения точного положения символа на выводе или на экране.

Инсталяционный (установочный) комплект PS-шрифтов содержит три файла с расширениями *.pfb, *.afm, *.inf. Установка PS-шрифтов производится в ОС Windows с помощью программы Adobe Type Manager (Deluxe): команда Add (добавить) на вкладке Add fonts (добавить шрифты).

Шрифты PostScript устанавливаются, как правило, в отдельную папку PSFonts, а файлы *.pfb и *.pfm обозначаются пиктограммой "красная строчная буква а".
Вывод контурных шрифтов

Контурные шрифты содержат набор символов, описанных вектор­ным способом. При выводе контурного шрифта требуется преобразо­вать векторные объекты в растровую карту, т. е. следует решить задачу, какие из элементов изображения символа должны быть высвечены на экране, отпечатаны на бумаге или зафиксированы на ином материаль­ном носителе. Как уже отмечалось выше, это связано с тем, что большинство выводящих устройств — растровые, т. е. формируют изображение по точкам согласно принципу "элемент изображения присутствует — элемент изображения отсутствует".

В этой связи контурно описанный символ и текст в целом, располо­женный на странице документа и состоящий из совокупности таких символов, необходимо растеризовать, т. е. преобразовать в растровую карту страницы по принципу "элемент изображения присутствует — элемент изображения отсутствует". Этот процесс — растеризация, в общем случае состоит из трех этапов: масштабирование, привязка к сетке и активизация элементов изображения.

Масштабирование задается при выборе размера шрифта и заклю­чается в пересчете координат контура, не вызывая каких-либо затруд­нений. Кроме того, все размеры символов в контурных шрифтах описаны в относительных условных единицах. Поэтому вторая задача состоит в преобразовании этих единиц в единицы элементов изобра­жения (пикселов и точек) выводного устройства. Для пересчета коор­динат контура пользуются следующими отношениями:



где х', у' — координаты масштабированного контура, х, у — координаты исходного контура (сетки, в которой описаны контуры символов шрифта); а, b, с, dкоэффициенты масштабирования, причем b, как правило, не используется, а с представляет собой синус угла наклона для наклонных начертаний; fx, fyкоэффициенты, описывающие смещение символов в горизонтальном и вертикальном направ­лении относительно точек привязки и при масштаби­ровании, как правило, не используются.

Для преобразования условных единиц описания контура в единицы элементов изображения (точек, пикселов) требуется знать соотношение между разрешением Rвy (dpi, т/ дюйм) выводного устройства и размером Rск единичной сетки описания контуров символов шрифта. Размер символа в элементах изображения выводного устройства определяется согласно следующему соотношению:



где Sэи , Sскразмер символа соответственно в элемен­тах изображения выводного устройства и в единицах сетки контура, К — кегль шрифта (пт).

Например, символвысотой 1 400 единиц, определенный в сетке 2048 единиц (TrueType), при воспроизведении размером 10 пт на устройстве с разрешением 600 т/ дюйм будет иметь высоту: 60 точек (1400 х 10 х 600 / (72 x 2048) = 56,96 ≈60 точек).

Привязка к сетке. На этом этапе сформированная при наборе текста страница из контурно-описанных символов в целом и контуры символов в отдельности, описанные в координатной сетке шрифта, накладываются на растровую сетку страницы. Иными словами, сетка шрифта привязы­вается к сетке страницы.

Активизация элементов изображения. На этом этапе принимается окончательное решение, какие элементы изображения включаются в растровое изображение символа.


Рис. 8. Правила заливки контура в шрифтах PostScript Type 1 (a) и TrueType (б)

Для этого следует, во-первых, знать правила заливки в шрифтах Type 1 и TrueType. В PostScript-шрифтах заполняются контуры, направ­ленные против часовой стрелки, а идущие по часовой — не заполняются. В шрифтах TrueType принцип заливки противоположный: заливаются контуры, находящиеся справа от направления обхода контура, а находя­щиеся слева — не заливаются (рис. 8).

Во-вторых, необходимо активизировать элементы изображения, попавшие во внутренние области контура, т. е. присвоить им значение "печатаемые" или "высвечиваемые", вне зависимости от того, каким образом описан контур. При этом руководствуются следующим правилом:

каждый элемент изображения (точка, пиксел) включается в символ, если его центр находится внутри контура или точно на контуре (рис. 9).

Таким образом, алгоритм растеризации контурных шрифтов последо­вательно решает три задачи:

  • масштабирование символа;

  • привязка к сетке растрового устройства вывода;

  • активизация элементов изображения, посредством которых данный символ будет воспроизведен.





Рис. 9. Различные варианты активизации точек изображения при описании одинаковых контуров и изменения результатов растеризации при различных вариантах наложения контура на растровую сетку страницы


Проблемы растеризации и разметка символов. Совершенно очевид­ным является то обстоятельство, что чем выше разрешение выводного устройства, тем точнее будет выполнена растеризация, т. е. тем точнее будет растровое описание контурного символа. Однако разрешение вы­водных устройств (экранов 72-150 ppi и принтеров 300-1200 dpi) не всегда позволяет получить качественно растеризованный символ.

Основными проблемами растеризации являются следующие:

1. Нарушение пропорций символов, связанное с округлением неце­
лых чисел.

Например, при уменьшении в три раза символа, имеющего размер (100,200) в системе описания координат контура, размер масштабированного символа составит (33,3333,66,6666) Размеры выводимого символа в точках выводного устройства будут целыми числами, пропорциональными (33,67) В этом случае пропорции символов будут нарушены (рис 10).

  1. Нарушение симметричности символов (рис. 10а, б, в).

  2. Смыкание штрихов (рис. 10в).








Рис 10. Нарушение пропорций

символов при в растеризации

  1. Выпадение точек (рис.10г).

  2. Нарушение формы округлых элементов символов (рис. 10б, д).

  3. Нарушение единства рисунка символов.
    Перечисленные проблемы решают методы разметки шрифта.

Под разметкой шрифта понимают описание символов, их элементов и шрифта (т, е. набора символов) в целом, призванные улучшить качество растеризации.

В шрифтах PostScript Type 1 используется декларативный метод разметки. Этот метод основан на описании особенностей символа при помощи их декларирования отдельно от описания символа. В этом случае описание символа включает две части: математическое описание контура символа и декларирование его особенностей (ассоциативные деклара­ции, рис. 11а).







Рис. 11. Методы разметки символов: а — декларативный, б — программируемый

Задачу связывания этих частей описания и улучшения качества растеризации решает растеризатор. Растеризатор — это специальная программа, анализирующая форму символов, связывающая ее с задан­ной разметкой и принимающая решение об изменении контура в ходе его заполнения элементами изображения, т. е. в процессе их активиза­ции. Это делает шрифты Type 1 простыми с точки зрения описания символов, ввиду того, что проблемы растеризации решает растеризатор.

В шрифтах TrueType используется программируемый метод разметки. Программируемый метод основан на точном определении в шрифте всех действий (инструкция), которые должен выполнять растеризатор, и ука­зывает на точные взаимодействия между точками контуров (рис. 116). Растеризатор, поэтому должен только понимать инструкцию (интер­претацию команд разметки) и как можно быстрее ее исполнять.
Следовательно, растеризатор оказывается более простым, компактным и быстрым, а шрифты усложняются и увеличиваются в объеме. Потен­циально программируемая разметка может обеспечить намного лучшее качество, чем декларативная, однако она очень трудоемка.

Таким образом, разработчиками шрифтов PostScript (Adobe) заложен и реализован следующий принцип: не имеет смысл вкладывать слишком высокий интеллект в шрифт — он должен описывать контур и распола­гать минимальными инструкциями для масштабирования, а основную работу по растеризации должен выполнять растеризатор или высоко интеллектуальный принтер (устройство для вывода).

Разработчики шрифтов TrueType (Apple, Microsoft) реализовали прямо противоположный принцип: инструкция, заложенная в шрифт, должна формировать готовый образ страницы, который даже интеллектуально слабый принтер выведет по схеме "точка за точкой".



Шрифты PostScript Multiple Master

Первые PostScript шрифты, использующие технологию Multiple Mas­ter были представлены фирмой Adobe в 1994 г. В основе этой технологии лежат алгоритмы трансформации графических объектов, получившие название "блендинг" и реализуемые средствами языка PostScript [6].

Технология Multiple Master (MM) позволяет, опираясь на базовые начертания ("мастер-образы" или "мастер-начертания"), получать про­межуточные начертания символов шрифта. Принцип технологии проил­люстрирован на рис. 12, где один и тот же символ имеет все промежуточные начертания по насыщенности (weight) от базового сверхсветлого (thin) до базового сверхжирного (extra bold). Промежуточные начертания соответствуют расширенному полиграфическому ряду насыщенности: светлое (light), книжное (book), нормальное (normal), среднее (medium), полужирное (demibold), жирное (bold) и черное (black). Они получены в результате реализации блендинга в технологии Multiple Master.



Рис. 12. Промежуточные начертания по насыщенности шрифта TektoMM, полученные с использованием технологии Multiple Master (крайние начертания — базовые — мастер-начертания)
Кроме указанных в примере промежуточных начертаний могут быть получены и любые другие градации насыщенности в пределах базовых мастер-начертаний. Такое становится возможным, потому что насы­щенность шрифта в ММ-технологии может изменяться достаточно плавно, поскольку шаг ее изменения в пределах базовых начертаний весьма мал в сравнении с интервалом его изменения.

В данном примере изменяемой величиной была толщина штриха, которая позволяет изменять такой стилевой параметр шрифта как насы­щенность. Насыщенность была единственным изменяемым параметром. Если в ММ-шрифте предусмотрена возможность изменения только одного параметра начертания, как в рассмотренном случае — насыщен­ности, то он является однопараметрическим (1 axis)6. При этом един­ственным изменяемым параметром может быть не обязательно насы­щенность, а другой стилевой параметр начертания. В общем случае тех­нология Multiple Master позволяет изменять начертание по нескольким параметрам. На сегодняшний день разработаны четырехпараметричес-кие (4 axis)7 ММ-шрифты, но их количество в шрифтовой коллекции Adobe невелико8.

Вторым параметром, наиболее часто изменяемым в ММ-технологии, является параметр ширина (width) символа, а двухпараметрические шрифты являются самыми многочисленными из существующих. Равно как и в случае с допустимым задаваемым изменением ширины штриха символа, а, следовательно, — насыщенности, изменение ширины символа позволяет получить любое по пропорциональности начертание шрифта от базового сверхузкого до базового сверхширокого достаточно плавно, т. е. с очень малым шагом (рис.13а). В двухпараметрическом ММ-шрифте, следовательно, можно получить требуемое по насыщенности и пропор­циональности начертание, удовлетворяющее пользователя. Более того, пользователь может создать для своих целей и применять несколько различных по изменяемым параметрам начертаний. Кстати, наряду с теми начертаниями данной гарнитуры, которые уже созданы (предопределе­ны) фирмой-поставщиком (рис.136).



Рис 13. Промежуточные начертания шрифта TektoMM, полученные с использованием технологии Multiple Master:

а — по пропорциональности (крайние начертания — базовые — мастер-начертания),

б - по пропорциональности и насыщенности (100LT250CN, 100LT564NO, 100LT 850ЕХ, 240RG

250CN, 240RG 564NO, 240RG 850ЕХ, 503BD 250CN, 503BD 488NO, 503BD 850ЕХ -

предопределенные начертания)

Помимо описанных возможностей регулирования насыщенности и пропорциональности шрифта технология Multiple Master позволяет также реализовать так называемую "оптическую корректировку" начертаний символов, что существенно при крупнокегельном наборе. Оптическая корректировка позволяет повышать контрастность шрифта, за счет чего улучшается визуальное восприятие текстов, особенно набранных крупными кеглями.

Контрастность изменяется также достаточно плавно и в широких пределах, таких, что толщина соединительных штрихов (и засечек) становится нитевидной, а иногда поэтому они даже не отображаются на экране.

Другим параметром регулировки в ^ ММ-технологии является параметр — serif (засечка). Этот управляющий параметр позволяет изменять размеры горизонтальных засечек от их отсутствия в одном из мастер-начертаний до треугольной формы — в другом. Регулируя этот параметр, можно генерировать шрифты с едва наметившимися засечками, с небольшими, с явными, массивными.

Технология Multiple Master не создает отдельных настоящих файлов шрифтов с измененными пользователем параметрами начертаний9 и с последующей их установкой и регистрацией в системе. Шрифт Multiple Master с конкретным предопределенным или созданным пользователем начертанием символов используется как псевдоресурс, основанный на быстром и точном исполнении параметров блендинга. С точки зрения пользователя псевдоресурсы не отличаются от реальных ресурсов: их можно устанавливать и удалять, активизировать и деактивизировать, выбирать в меню и т. п.

Установка шрифтов PostScript Multiple Master в ОС Windows, равно как и создание требуемых начертаний, производится с помощью про­граммы Adobe Type Manager (Deluxe) с выбором на вкладке Add fonts (добавить шрифты) источника Create Multiple Masters (создать шрифты Multiple Master) и команды Add (добавить) после выбора и установки требуемых параметров начертаний.

Файлы шрифтов Multiple Master обозначаются так же как и файлы шрифтов PostScript Type 1пиктограмма в виде "красной строчной буквы а" с индексом "ММ" вверху (в верхнем левом углу) и размещаются совместно с другими PS-шрифтами. Файлы описания символов имеют расширение *.pfb, а файлы метрики — *.pfm. Инсталяционный комплект содержит, как и у прочих PS-шрифтов, три файла с расширениями *.pfb, *.afm, *.mmm.

Генерированные по технологии Multiple Master начертания имеют в имени суффиксы: WT (wt), WD (wd), OP (op), SR (sr) со стоящими передними числами. Символьные обозначения соответствуют пара­метрам начертания (в приведенном порядке): насыщенности, пропор­циональности, оптической корректировки, величины засечек, причем прописными буквами — для начертаний, предопределенных поставщиком, а строчными — для установленных пользователем. Соответствующие им числовые значения обозначают установленные величины изменяемых параметров. В некоторых случаях предопределенные поставщиком начертания имеют в имени суффиксы (из прописных букв), сокращенно обозначающее вариант начертания, например, LT (lightсветлый), CN (condensed — узкий) и т. п.

К сожалению, до настоящего времени шрифты Multiple Master не получили широкого распространения, хотя и являются логичным продолжением совершенствования шрифтовых технологий.

Так, в эпоху наборных шрифтов и горячего набора комплект шриф­тов полиграфического предприятия состоял из набора литер и матриц отдельных гарнитур с конкретными для каждой гарнитуры начертанием и кеглем, т. е. шрифт представлял собой комплект металлических носителей символов (литер и матриц) конкретных гарнитур, начертаний и размеров.

С появлением фотонабора групповой шрифтоноситель, например, пленочный, содержал уже весь набор символов шрифта данной гар­нитуры и определенного начертания, а кегль набора реализовывался путем оптического масштабирования. Таким образом, комплект шрифтов предприятия состоял из совокупности пленочных групповых шрифто­носителей различных гарнитур и начертаний.

С наступлением эры компьютерных технологий и появлением кон­турных шрифтов гарнитура содержит уже, как правило, несколько шрифтовых файлов, соответствующих различным начертаниям, напри­мер, прямому нормальному, прямому жирному, курсивному, жирному курсивному, широкому, узкому и т. п., а кегль шрифта реализуется посредством "интеллектуального" масштабирования.

Многопараметрические шрифты Multiple Master позволяют при наличии одного файла с несколькими базовыми мастер-начертаниями получать шрифты определенной гарнитуры широкого спектра начертаний, отличающихся друг от друга по насыщенности, пропорци­ональности, контрастности и даже рисунку, т. е. с различной формой засечек.
Шрифтовой формат ОреnТуре

В 1996 г. фирмы Adobe и Microsoft начали совместную разработку универсального кроссплатформенного (PC — Mac, Mac — PC) шриф­тового формата ОрепТуре. Формат основан на стандарте кодирования символов Unicode, обеспечивающем многоязыковую поддержку, и обла­дает расширенными типографическими возможностями.

В качестве структурного базиса для формата были взяты принципы, заложенные в технологии TrueTypeтаблицы функциональной орга­низации шрифта. Шрифтовой формат имеет одинаковую общую струк­туру, а для непосредственного графического представления символов могут использоваться TrueType-технологии Microsoft и PostScript-технологии Adobe. Необходимо отметить, что в технологии ОрепТуре не предусматривается непосредственное использование данных из шриф­товых форматов PostScript Type 1. Здесь для PostScript-описаний символов используется новое CFFпредставление (Compact Font Format). Для того, чтобы терминологически выделить шрифты, в которых используются PostScript-структуры, применяют название CFF ОрепТуре.

Таким образом, шрифты ОрепТуре делятся на два семейства:

  • формат TrueType с таблицами ОрепТуре (*.ttf или пиктограмма: черно-зеленая наклонная прописная буква О);

  • формат PostScript CFF с таблицами ОрепТуре (*.otf) [7, 8, 9].


^ 3. Генерация шрифтов

По типу и средствам генерации шрифты можно подразделить на рези­дентные, шрифтовые картриджи, загружаемые шрифты и шрифтовые генераторы (шрифтовые машины).

Резидентные шрифты — это шрифты, хранящиеся в памяти принтера (в ПЗУ). Их главное преимущество состоит в том, что они не занимают ни оперативной памяти принтера, ни времени на загрузку.

^ Шрифтовые картриджи — это платы в принтере, которые содержат дополнительные наборы шрифтов и их можно заменять в зависимости от потребностей. По сути шрифтовые картриджи расширяют набор резидентных шрифтов.

Загружаемые шрифты не требуют специальной аппаратной поддерж­ки и являются сугубо программным решением. Загружаемые шрифты являются растровыми шрифтами. Если программа использует шрифт, отсутствующий в системе, то для него будет найдена замена из того же семейства.

^ Шрифтовой генератор — это программа, реализующая ту или иную шрифтовую технологию. Шрифтовой генератор содержит совокупность команд, описывающих в том числе масштабирование, привязку к сетке, преобразование в растровую карту, а также использует файлы цифровых контурных шрифтов.

Любой цифровой шрифт содержит описание входящих в него симво­лов в цифровой форме в определенном формате.



Рис. 14. Шрифтовая машина
Форматом цифрового шрифта называют стандарт (способ) представ­ления цифровой информации, образующей шрифт. Это обычно один или несколько файлов. Шрифты, представленные в определенном формате, можно использовать в любых программных и аппаратных средствах, которые могут воспринимать информацию, описанную в данном фор­мате. Следовательно, формата представления шрифта недостаточно для его использования. Необходимы еще два компонента:

  • средства преобразования информации в заданный формат (средства кодирования используются в основном производителями шрифтов);

  • средства воспроизведения шрифтов, представленных в заданном формате (необходимы при пользовании шрифтами).

Совокупность определенного формата шрифтов и средств их воспро­изведения в этом формате называется шрифтовой машиной (рис.14).

Для форматов PostScript Type 1 и TrueType существует большое число средств воспроизведения, поэтому всегда можно говорить о конкретной шрифтовой машине, например, ТТ-машинадля Windows95 или Type1-машина для PS-интерпретатора.

Любой шрифтовой формат оценивается только в совокупности со средствами воспроизведения, что позволяет делать вывод о скорости работы и качестве воспроизведения шрифта. Поэтому при сравнении шрифтовых форматов можно говорить лишь о сравнении конкретных цифровых машин.


Библиографический список

  1. Шрифты. Разработка и использование /Г. М. Барышников, А/ Ю. Бизяев, В. В. Ефимов и др. - М.: ЭКОМ, 1997.

  2. Каров П. Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий: Пер. с англ. - М.: Мир, 2001.

  3. Капелев В. В. Программные средства обработки информации: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУП, 2000.

  4. Набор и верстка книжных, журнальных и газетных изданий с ис­пользованием компьютерных технологий: Технолог. инструкция. — М.: ВНИИ полиграфии, 1999.

  5. Сысуев И. А. Обработка текстовой информации. Введение в дис­циплину: Учеб. пособие. — Омск, Изд-во ОмГТУ, 2001.

  6. Чуфаровский В. Шрифтовым гурманам: жирность и насыщенность по вкусу. Шрифтовая технология Multiple Master //Курсив. — 2001. — №1.-С.48-55.

  7. Чуфаровский В. Свет в конце тоннеля. Новый формат Open Type... // Курсив. - 2000. -№ 3. - С.36-43; 2000. -№ 4. - С.44-49; 2000. -№ 5. - С.50-55.

  8. Юнов Д. ОреnТуре-формат — шесть лет спустя // КомпьюАрт. — 2001. -№7. - С.51-56.

9.Юнов Д. Три поколения издательских систем // КомпьюАрт. — 2002. -№2. - С.38-43.

10.Петров М. Н., Молочков В. П. Компьютерная графика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2002.

Редактор Н Н. Пацула

Компьютерные набор, верстка и графика И. А. Сысуев

ИД 06039 от 12. 10.01

Подписано в печать 07.03.03. Формат 60x84/16.

Бумага офсетная. Отпечатано на дупликаторе.

Усл.печ.л. 2,0. Уч.-изд.л. 2,0. Тираж 100. Заказ 103 .
Издательство ОмГТУ. 644050, Омск, пр. Мира, 11.

Типография ОмГТУ.

1 Следует избегать использование термина "растровое изображение", поскольку он применяется для обозначения изображения, состоящего из растровых элементов (точек или линий), т. е. растрироваиного (screening) полутонового изображения.


2 Термин "битовая карта" применим корректно только к одноцветному (монохромному, например, черно-белому) изображению. Его происхождение связано с термином bit (бит — единица информации, представляемая одним двоичным разрядом, т. е. величиной, способной принимать два состояния, например, 0 и 1).

3 Различают два вида ресэмплинга: даунсэмплинг(downsampling) — удаление лишних точек (связанный с уменьшением разрешения) и интерполяция — добавление новых точек в изображении (относится к увеличению разрешения программными средствами). Интерполяция бывает: по ближайшей точке, билинейная и бикубическая.

4 Исходное значение термина "сплайн" — это тонкие доски, вставляемые между парами гвоздей в палубе парусного корабля, чтобы получить плавные изгибы между фиксированными точками.

5 Более точным было бы применение этого термина к изображениям, состоящим из отрезков, но не из кривых.

6 Однопараметрические ММ-шрифты содержат помимо прямого еще и курсивное начертание, что относится и ко многопараметрическим шрифтам.

7 Максимально возможное число параметров, установ­ленное разработчиком, исходя из практический сообра­жений.

8 Наиболее распространенными являются одно- и двух­ параметрические шрифты, а число трех- и четырех-параметрических шрифтов лишь немного превышает 10 %.

9 Точно также, как и в случае с гарнитурами этих шрифтов поставляемыми производителем с предопре­деленными начертаниями.



Скачать файл (258.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации