Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспект лекционного занятия №1 по дисциплине психология труда и организационная психология. Тема лекции: Организационная психология как научная и прикладная дисцип - файл


скачать (149.5 kb.)


Конспект лекционного занятия №1 по дисциплине психология труда и организационная психология.

Тема лекции: Организационная психология как научная и прикладная дисциплина.

Дата проведения: 01.02.2022 г.

Лекционное занятие проведено в группе 166-ос.

План занятия:

1. История становления организационной психологии как науки.

2. Объект, предмет, задачи организационной психологии.

3. Методы исследования в организационной психологии.

4. Функции организационного психолога.

Текст лекции:

1.

Организационная психология – прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в организации, с целью повышения эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации. В организационной психологии наиболее ярко отражается практическая значимость научного психологического знания.
Возникновение организационной психологии связывают с именем американского психолога Уолтера. Дилла. Скотта, который основал сначала рекламное агентство, а затем – консалтинговую фирму, которая занималась консультированием руководителей американских бизнес-корпораций. Таким образом, в начале 20 века Скот первым внедрил практику использования психологического знания для решения проблем, возникающих в мире бизнеса. Скотт был также первым, кто использовал психологию для нужд рекламы, отбора персонала и менеджмента.

Фредерик Уислоу Тейлор (1856-1915) – американский инженер и ученый, родоначальник теории научного управления, индустриальной социологии и социальной психологии. Предложенная Тейлором система направлена на повышение эффективности производства с помощью организации труда, рационализации трудового процесса. Задал рамки индивидуального труда, рассматривал человека, сотрудника, рабочего как объект исследования. Одним из первых в организационной психологии Тейлор стал применять психологические тесты при приеме на работу и определении квалификации, использовать наблюдение, интервью, анкетирование. Им впервые был поставлен вопрос о связи технологического процесса с деятельностью и психикой людей.

К середине 20-х гг. ХХ в. сфера приложения знаний организационных психологов значительно расширилась благодаря исследованиям Элтон Мейо, проведенным в г. Хоторне (штат Иллинойс) на заводе компании Western Electric. Исследовательская программа, построенная как формирующий эксперимент, и рекомендации, сформулированные на ее основе, позволили психологам убедиться, что они могут решать не только вопросы, связанные с отбором персонала или его расстановкой, но и осуществлять организационные интервенции, оптимизирующие межличностные и межгрупповые отношения. Хоториские исследования начались с изучения влияния физических характеристик рабочего помещения на производительность труда. Оказалось, что социальные и психологические факторы, такие как внимание к работникам, желание членов рабочей группы соблюдать групповые нормы выработки потенциально способны оказывать значительно большее влияние на производительность труда, чем физические факторы.

Хоторнские исследования позволили организационной психологии заявить о себе как о жизненно важной и необходимой менеджменту дисциплине. Начиная с этого времени, психология – это источник профессионального знания менеджеров, без которого невозможно эффективно управлять рабочей группой.

Термин «организационная психология» вошел в российскую практику только а начале 1990-х гг. опыт, накопленный советскими специалистами в области психологии труда и инженерной психологии, позволил конструктивно отнестись к наработкам мировой и прежде всего американской психологии в то время, когда после информационного вакуума они стали доступны Отечественной практике менеджмента и маркетинга. Несмотря на определенную изоляцию советской психологии от мирового опыта, на предприятиях и в организациях внедрялись психологически обоснованные процедуры профотбора, проводилось обучение руководителей, осуществлялась расстановка кадров.


С середины 1930-х по 1960-е гг. психологическая наука в СССР развивалась скорее как академическое направление, несколько оторванное от решения практических вопросов. С 1970-х гг. прикладные исследования появились
вновь. Они были посвящены задачам инженерной психологии, психологии профессионального обучения, космической психологии и т.д. В это время на первый план выступают вопросы, связанные с изучением личности работника. Преобладают исследования мотивации и организации трудового процесса, управления трудовой деятельностью.


В 1970-1980-е гг. развивались научные и учебные центры, активно занимающиеся проблемами психологии труда. Среди них можно назвать кафедры психологии труда В Ленинградском н Московском университетах, факультет психологии Ярославского университета, исследовательские лаборатории в Институте психологии РАН и ряд других.

Серьезный самостоятельный путь, пройденный отечественной психологией труда, позволил А. В. Карпову в рамках трансформационной концепции менеджмента объяснить, почему не все разработанные в американской организационной психологии рекомендации могут быть использованы в российских условиях, почему их внедрение в реалиях отечественной действительности приводит организацию к потере эффективности, на какие принципы необходимо опираться, чтобы эффективно внедрить рекомендации организационных психологов в практику.


Организации начала 21 в. благодаря информатизации определенным образом отличаются от организации 1970-1980-х гг. Соответственно изменяются и запрос бизнеса и менеджмента к психологии.


В 21 в быстро изменяющийся характер работы в сочетании с техническим прогрессом, компьютерными технологиями и более разнородным населением ставит перед организационным психологом новые задачи и возлагает на него еще большую ответственность. Появились профессии очень высокого уровня, работа с группой. На этом этапе произошли серьёзные изменения в теоретической базе, в прикладных аспектах, что привело к тому состоянию, которое сейчас в организационной психологии.



Скачать файл (149.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации