Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Библейская эсхатология и современность - файл 1.doc


Реферат - Библейская эсхатология и современность
скачать (161.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc162kb.19.11.2011 09:14скачать

содержание

1.doc

Государственный Днепропетровский университет
Физико-технический институт


Библейская эсхатология

и

современность


Студент группы

Преподаватель
Днепропетровск

1998р.

.
Введение
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрос. Освоение религиоведения, истории мировых религий является составной частью гуманитаризации образования. Оно помогает овладеть одной из важнейших областей мировой и отечественной культуры, осуществить свободное и сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных ценностях, овладеть искусством понимания других людей, чей образ мысли и действия являются иными.

Целью реферата поставлена задача отражения учения о конечной судьбе человечества и Вселенной с различными подходами религии: богословско-теологическими, философскими и научными. При этом, не стояла задача обосновать религиозное толкование эсхатологии как сверхъестественного. Задача состояла в том, чтобы представить различные позиции учения на основе фактического материала, раскрыть содержание эсхатологии, как составной части религии, с разных точек зрения.

Эсхатология учение о конечной судьбе человечества и Вселенной. Составная часть идеологии любой религии. Эсхатологические идеи в иудаизме проявляются в учении об осуществлении обещаний ветхозаветного библейского бога Ягве (Яхве) и пришествие месии. Составными частями христианской эсхатологии есть представление о тысячелетнем царстве божем на земле, об антихристе, втором пришествии Христа ( Апокалипсис), воскресение мертвых и «страшный суд», рай и ад. Конкретное содержание и трактовки эсхатологических идей считают диктуются социальными условиями и классовыми интересами. Люди вкладывали в них свои надежды на установление справедливости на земле и окончательное возмездие угнетателям, господствующие классы —надежды на увековечение своих порядков и поэтому эсхатология приобретает наибольшую актуальность и особенно распространяется именно в периоды социальных кризисов и конфликтов (в І —III в. в Римской империи, в 16в. В Европе, в 19-20в. в странах империализма), когда приходит ощущение неминуемой катастрофы, крушения вековых устоев, близкого конца света. В социальных низах возрастает недовольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти бунты, восстания жестоко подавлялись. Настроения недовольства не исчезали, а искали иные формы своего удовлетворения.
І . Библейская эсхатология
1. Пророки Ветхого Завета и новозаветный «апокалипсис»

Христианство в Римской империи первоначально воспринималось большинством людей как ясная и понятная форма социального протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуздать властьимущих, утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности. Первые христиане верили в близкий конец существующего миропорядка и установление «Царства Небесного», благодаря прямому вмешательству Бога, в котором будет восстановлена справедливость, восторжествует праведность и бедные над богатыми.

Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и установление царства мира и справедливости — таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христиан сотни тысяч, а позднее и миллионы последователей. Они давали надежду на утешение всех страждущих.

Новый Завет 1

Библейская энциклопедия, стр 94

Філософський словник, Есхатологія, стор.140

Именно этим людям, как следует из Нагорной проповеди Иисуса и Откровения Иоанна Богослова, прежде всего было обещано Царство Божие. Те, которые здесь первые, там станут последними, а последние здесь — там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена.

Страшный суд свершится и всем воздается по их делам. Но только этой стороной христианской проповеди, удовлетворяющей социальным чаяниям масс, не объяснить широчайшего влияния христианства, тех значительных темпов его распространения на территории Римской империи в I—II в. н. э. Причина этого кроется в тех богоискательских тенденциях, которые были характерны для Римского общества в период его глубочайшего кризиса. Социально-психологические корни богоискательства этой эпохи следует искать в настроении беспомощности, покинутости, переходящих в отчаяние и безысходность, в слепую покорность судьбе. Окружающий мир представлялся людям той эпохи погрязшим в пороке и зле, и обычному человеку ничего не оставалось делать как покориться, следовать своей участи, пассивно ожидать и надеяться на некое мистическое спасение. В общественном сознании того времени господствующее положение приобретает идея рока, судьбы, неотвратимости того, что предначертано свыше.

В период, когда ветхозаветные книги были уже написаны, а создание книг Нового Завета еще не началось, среди евреев получила широкое распространение так называемая «апокалиптическая» литература (от греческого слова «апокалюпсис», означающего «раскрытие, снятие покровов»). Авторы этих сочинений стремились ободрить народ, вселить уверенность, что Бог — Властелин человеческой истории, которая непременно завершится полным Его торжеством.

В их видениях множество символов и необычных образов. Нечто подобное встречается и в книгах ветхозаветных пророков,в частности у Иезекииля (видения Гога и Магога и др.). В этом же стиле написаны вторая часть книги пророка Даниила и часть книги пророка Захарии.

Раздел Ветхого Завета — «Пророки» состоит из семнадцати книг, озаглавленных по именами тех пророков, чью проповедь они содержат (исключением является книга Плача). Исайю, Иеремию, Иезекииля и Даниила обычно называют «большими пророками», а двенадцать других авторов — «малыми пророками». Пророки были людьми Божьими, действовавшими как Божьи посланники. Часто они были настолько захвачены передававшимся через них Словом Бога, что говорили от Его имени: «Я говорю вам...». Пророки сознавали себя призванными Богом (см. особенно Ис.6, Иер.1, Иез. 1-3) и исполненными Его Духа и Слова. Их пророчества отличает живая форма, использование ярких образов, притч и символических действий.

В наше время под словом «пророчество» понимают предсказание будущих событий. Ветхозаветные пророки действительно обращались и к будущему (например, предсказывая приход Мессии, пророк Исайя: народ должен полагаться только на Бога, предупреждает о грядущем суде всех тех, кто отступает от Бога; пророк Иеремия: «Бог будет судить народы»; пророк Иезеекиль возвещал Божий суд над грешниками), однако главное в их проповеди касалось настоящего. Цель пророков — призвать народ вернуться к Богу и верить в Него одного. Поэтому очень важно иметь представление о том времени, когда жил тот или иной пророк: только тогда его проповедь будет понятна для людей всех веков и культур.

^ Новозаветный «апокалипсис» — это книга Откровения Иоанна, автор которой нередко заимствует символы у Иезекииля, Даниила и Захарии. Однако видения Иоанна отличаются от ветхозаветных в главном: с приходом на землю Иисуса Христа новый век уже начался. Понять Иоанна иногда бывает нелегко. Все его видения относятся к событиям и людям, с которыми первые читатели Откровения были хорошо знакомы.

Новый Завет

2 Библейская энциклопедия, стр 107




Однако изложены они зашифрованным языком, так чтобы смысл их был ясен только посвященным, «верным», а никак не гонителям. Описания фантастических животных и гротескных человеческих фигур не следует понимать буквально. Эти красочные образы символизируют вражду сил зла против народа Божия и показывают, как Бог в конечном счете одержит победу.

Книга Откровения в Новом Завете стоит особняком. Весть о грядущей окончательной победе Иисуса Христа над противостоящими Богу силами зла запечатлена здесь в целом ряде видений. Содержание книги состоит из:

Введение. Видение Христа во славе

Часть І. Послания семи церквам.

Часть ІІ. Видения суда и победы

Часть ІІІ. Видения нового неба.

Заключение Ей, гряди, Господи Иисусе!

Откровение несомненно было написанно во время гонений - скорее всего, в конце І века при римском императоре Домициане. Автор, имя которого Иоанн, был сослан на остров Патмос в Эгейском море.

Откровение принадлежит к апокалиптической литературе. Его тема последовательно раскрывается во все новых и новых записанных в книге видениях. Вера в верховную власть бога над миром вдохновляла и укрепляла гонимых христиан на протяжении всей истории Церкви: как бы могущественны ни были гонители, их дни сочтены.

Книга начинается с семи посланий церквам. Послания содержит и слова утешения и слова упрека. Заканчивается книга поэтическим изображением новых небес. Там, в небесах, Бог вечно пребудет со Своим народом, а всякое зло и страдание исчезнут навеки.

Апостол Иоанн Богослов говорит о том, что будут Новое Небо и Новая Земля вместо прежних, о том что восторжествует слава Господа и Бога нашего Иисуса Христа. « И будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.И увидел я Новое Небо и Новую Землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И услышал я громкий голос с Неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на Престоле: се, творю все новое. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; и не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в Книге Жизни.»
2. Составные части эсхатологии

Как составная часть эсхатологии есть понятие о^ Божьем Суд.

Согласно Библии, будучи правителем мира, Бог является и его Судьей. Правитель издает законы и следит за их исполнением. Именно это выражено в Библии словами «творить суд».

В Ветхом Завете под судом часто понимается «справедливое правление». «Судьи» были вождями народа перед установлением в Израиле царской власти. Верховным же Судьей и Самодержцем был Сам Бог.

Последний суд, как учил Иисус Христос, представляет собой окончательное отделение добра от зла.


Новый Завет

Мф.18:8-9; 3:12; 13:42; Мк.9:43-48; Мф.10:28; 25:41; Откр.20:10-15, Откровение 18,21 3

Библейская энциклопедия, стр 107

Библейские повествования, стр.519



Поскольку Судьей там будет Сам Бог, Он не допустит никакой несправедливости: Судия всей земли будет беспристрастен. Бог передал Иисусу Христу власть творить суд.

Каждый будет судим по тому, что знает. Не слышавшие о писаных законах Божиих будут судимы на основании того, что они знают о Боге, и того, что собственная совесть говорит им о правде и неправде.

В день Великого суда все будет зависеть от отношения к Иисусу Христу. Об этом сказал Сам Иисус. Первые христиане были уверены, что спастись в день суда от вечной погибели можно только через веру в Иисуса Христа.

«Верующий в Сына имеет жизнь вечную, — сказал апостол Иоанн, — а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем».
Представление об аде.

В учении Иисуса Христа ад есть вечное наказание для тех, кто творил зло. Для характеристики ада Иисус использует яркие образы — «тьма внешняя», «огонь неугасимый», «печь огненная», «плач и скрежет зубовный». Эти метафоры не следует понимать буквально. Их цель — предостеречь людей, подчеркнуть, что суд Божий — последний, окончательный суд. Поэтому уточнять их значение нет необходимости. Было бы, однако, ошибкой вообще отбрасывать учение о преисподней как «устаревшее». Иисус Сам произносит приговор над грешниками: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его!»
^ Второе пришествие Иисуса Христа.

В Свой первый приход на эту землю Иисус Христос явился незаметно, вел жизнь смиренного Божьего слуги и умер на кресте. Но Он обещал, что в конце существования мира Он вернется на землю в силе и славе. Для многих день Второго пришествия окажется горестным, станет днем суда. Для тех же, кто веровал в Иисуса, как для живых, так и для умерших, это будет день, когда завершится их спасение, когда Иисус возьмет их к Себе, чтобы вечно быть с ними в преображенном мироздании.

День Великого суда рассчитать невозможно. Перед пришествием Иисуса в мире сильно возрастет грех, люди будут поклоняться некой личности, которая лживо провозгласит себя Богом. И все же никому не дано узнать заранее дату пришествия Иисуса, «ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий». Христианин всегда должен быть готов к пришествию своего Господа, чтобы не оказаться застигнутым врасплох и не постыдиться.

Придет же день Господень, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

Библия очень мало говорит о том, что ожидает человека после смерти. Но утверждает: во время Второго пришествия Иисуса Христа произойдет суд над миром.

Авторы Ветхого Завета обычно полагали, что душа человека будет пребывать в Шеоле, месте покоя и молчания, куда попадают люди, утратившие благословенный дар жизни. Со временем начали понимать: Бог создал для них нечто лучшее, чем Шеол. Бог не оставляет Свой народ в Шеоле, но ведет его к свету и радости. Иов и Даниил ждали будущего с уверенностью и надеждой: Иов знал — он увидит Бога; Даниил не сомневался — мертвые оживут. «Ад» Нового Завета — то же, что и Шеол.

В Новом Завете смерть часто уподобляется сну. Чтобы описать блаженное состояние тех, кто умер в мире с Богом, Иисус часто использует слово «рай». Апостол Павел был уверен: умирая, христианин идет ко Христу. Воскресение Иисуса является залогом будущего воскресения каждого христианина. Откр.20:11 — 22:5.


Новый Завет

4 Мф.24; 26:64; Мк.13:26;Откр.19 — 22(1 Иоанна 2:17; Псалом 36:11; Откровение 7:9, 13-15; 21:1-5).

Библейская энциклопедия

Библейские повествования

Свидетели Иеговы считают что Библия указывает на то, что число людей, которые будут воскрешены, чтобы править с Христом на небе, ограничено «ста сорока четырьмя тысячами, искупленных от земли» .
У всех правительств должны быть подданные, и Свидетели Иеговы верят, что, кроме тех небесных правителей, миллиарды других людей получат вечную жизнь. В конце концов земля, преображенная в прекрасный рай, будет наполнена этими достойными подданными Царства Бога, которые все подчиняются правительству Христа и Его соправителей.

Таким образом Свидетели Иеговы твердо убеждены, что земля никогда не будет уничтожена и что исполнится библейское обещание: «Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек» (Псалом 36:29; 103:5).

«Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это ... сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Даниил 2:44). Когда придет Царство Бога? На основании теперь исполняющихся библейских пророчеств Свидетели Иеговы верят, что оно придет очень скоро и Вас рассмотреть некоторые пророчества, которые предсказывают особенности «последних дней» этой злой системы вещей. Они записаны в книгах Матфея 24:3-14, Луки 21:7-13, 25-31.

Свидетели Иеговы верят, что наша теперешняя жизнь в этом мире не все, чего можно ожидать, что Иегова послал Христа на землю, чтобы Он пролил Свою жизненную кровь в качестве выкупа, так чтобы люди могли занимать праведное положение перед Богом и получить вечную жизнь в новой системе вещей.

Свидетели Иеговы уверены в будущей жизни, основанной на воскресении из мертвых при Царстве Бога, верят, что, когда человек умирает, он действительно перестает существовать, что «в тот день исчезают все помышления его» (Псалом 145:3, 4; Иезекииль 18:4;). Будущая жизнь для мертвых основывается на том, что Бог будет вспоминать о них в воскресении (Иоанна 5:28, 29). Однако Свидетели Иеговы убеждены в том, что многие, живущие теперь, останутся в живых, когда Царство Бога уничтожит все теперешние правительства, и они - как Ной и его семья пережили всемирный потоп

будут продолжать жить, наслаждаясь вечной жизнью на очищенной земле (Матфея 24:36-39; 2 Петра 3:5-7, 13). Верят, что выживание зависит от того, отвечают ли люди требованиям Иеговы.

Религиозная литература в понятие о небесах вкладывает смысл, соответствующий нашему слову «вселенная», но еще и место, где находится Бог. Поэтому Иисус учил молиться так: «Отче наш, сущий на небесах...». На небесах Бог не одинок: Он окружен служащими Ему небесными ангелами. Христианам обещана жизнь на небесах по окончании земной жизни.

Чему же подобны небеса? Они, сказано , будут «обителью» верующих в Иисуса, где, царит покой и счастье. Небеса — «сокровищница», где хранятся ценности гораздо более важные, нежели деньги. На небесах, в вечной радости Божиего присутствия, не будет ни слез, ни страданий, ни физической слабости, ни ночи, ни смерти.
3. Эсхатология христианских направлений и религиозных течений
В реальной истории христианство никогда не представляло единой организации, раскол христианства на два основных направления — православие и католицизм — произошел после распада Римской империи в начале V в. на Восточную и Западную. Православие сформировалось в Восточной части Римской империи, в Византии. Католицизм — в Западной части Римской империи.

Православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Этот Бог, по православным понятиям, представляет собой тождество трех равноправных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; во второе пришествие Иисуса Христа — Бога Сына, который вочеловечился (т. е. принял человеческий облик, родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии) и добровольно принес себя в жертву за грехи человечества (был распят на кресте и на третий день воскрес, а по прошествии 40 дней


Новый Завет

А.А. Радугин Введение в религиоведение стр.173 5




вознесся на небо) и придет снова во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе, в котором праведники будут блаженствовать, а грешники вечно мучиться. Православные верят в бессмертие души, в существование ада и рая, где пребывают души умерших до страшного суда.

По православному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является «мистическим телом Иисуса Христа», посредником между Богом и человеком.

Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад.
^ Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище — промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне. Католические теологи этот огонь понимают по разному. Одни трактует его как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Догмат о чистилище был принят Флорентинским собором в 1439 г. и подтвержден Тридентским собором в 1562 г. С точки зрения католицизма, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен «добрыми делами». Эти «добрые дела» в память умершего могут совершать оставшиеся на Земле родные и близкие. Под «добрыми делами» в данном случае понимаются молитвы, богослужения в память об умершем человеке, а также пожертвования в пользу церкви..

Третьей крупной разновидностью христианства является протестантизм. Протестантизм возник вследствие второго наиболее крупного раскола в христианстве. В данном случае раскол произошел в Римской католической церкви. Возникновение протестантизма связано с развитием широкого религиозного, социокультурного и общественно-политического движения XVI — XVII вв., которое получило название Реформация (от лат.— преобразование, исправление). ( Разновидности: лютеранство - евангелическая церковь; англиканство ; кальвинизм; баптизм ; адвентизм ).

На сегодняшний день единственным государством в мире, где протестантство признано государственной религией, являются острова архипелага Тонга, расположенного в юго-западной части Тихого океана. В начале XIX в. на Тонга появились миссионеры-методисты.

Они застали на островах классическую языческую религию с развитым культом предков и остатками построек культового характера. Вождь острова Тафуаахау принял крешение и новое имя — Георг Тубоу I. С помощью миссионеров он объединил архипелаг и одновременно возглавил Свободную методистскую церковь Тонга. Конституция Тонга содержит все основные положения методистской церкви и заканчивается торжественными словами: «Воскресенье на Тонга навсегда объявляется праздничным днём».
В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентизм ( от лат. adventus - пришествие) Основатель этой церкви У ильям Миллер, объявил, что он точно вычислил дату второго пришествия Христа — 21 марта 1843 г. Однако в этот день второе пришествие не состоялось. Дата второго пришествия была перенесена на год. Но и в 1844 году пророчество не сбылось. Теперь приемники Миллера не называют точных сроков второго пришествия, однако его ожидание и вера в скорую близость составляет одну из отличительных особенностей адвентизма.

Таким образом адвентизм представляет собой одну из разновидностей эсхатологических вероисповеданий. Адвентисты учат, что мир вскоре будет уничтожен огнем. А для верующих будет создана новая земля. Человек умирает духовно и телесно. Он может воскреснуть также с душой и телом. Воскрешение состоится после второго пришествия Христа. Это воскрешение обретут праведники — сторонники адвентизма, исповедующие его учения и ведущие соответствующий образ жизни. Иисус Христос во время второго пришествия установит свое тысячелетнее царство, в котором праведники будут наслаждаться близостью с Иисусом Христом. После этого срока будут воскрешены и неправедники, для того, чтобы вечно служить праведникам.




6 А.А. Радугин Введение в религиоведение стр.198

Філософський словник, Адвентизм, стор.13



Из различных направлений адвентизма наибольшее распространение получили адвентисты Седьмого дня (АСД), основателем и ведущим деятелем этой церкви стала Елена Уайт (1827—1915).

Мировые религии, наряду с национально-государственными, охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продолжается и в наше время.
Появляются так называемые «нетрадиционные религии», которые обладают характерными признаками традиционных религий. Их нетрадиционность проявляется не в какой-то специфике, а в том, что они возникли сравнительно недавно, в новейшее время и в этом смысле не являются религиозными вероисповеданиями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в европейской или североамериканской культуре.

А. Ильинская в книге « Старцы о последних временах» подает религиозное понимание христианской эсхатологии и говорит, что во все времена были люди особого духовного зрения, которые смотрели на мир не физическими, а духовными очами. Для этих прозорливых Старцев не было преград и сроков, для них раздвигались границы времени и пространства, открывались тайны неба и земли. Многие из них предчувствовали русскую катастрофу задолго до того, как она свершилась.

«Кто теперь читает Апокалипсис? — заметил однажды Оптинский старец Варсонофий.— Почти исключительно в монастырях да в духовных академиях и семинариях, но необходимости. А в миру редко кто читает. Отсюда ясно, что тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что свершается. А понимая, будет готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или другие современные ему события. Вообще это книга таинственная. Многие делали вычисления, и у всех конец падает на наше время, то есть XX столетие...»

В августе 1918 года иеросхимонах Аристоклий заметил: «мы переживаем сейчас пред-Антихристовое время». Что же это за эпоха Антихриста, о которой пытается поведать нам Апокалипсис?

Книги христианской эсхатолигии — это «О Иоанна Богослова, книга пророка Даниила, пророчества Самого Спасителя в Евангелиях, а также соответствующие места в посланиях апостолов Павла, Петра, Иоанна, где дается уже не аллегорическое, а историческое сообщение.

В ее толковании в Священном Писании разворачиваются пророческие созерцания, разоблачающие адский план борьбы с церковью. Он завершается появлением Антихриста - духовного врага человечества. Воля Божья такова, что благодать отступит от людей, и только поэтому он сможет прийти на землю. Это произойдет не ранее, чем мир обнищает добродетелями. В жизни этого существа не будет ни одного момента, свободного от сатанинского воздействия.

По учению Св. Отцов, выдвигая Антихриста, дьявол будет стараться облечь его приход всеми признаками второго Пришествия; Как Христос, он родится от девы, но нечистой и развратной. По пророчеству Преподобного Серафима Саровского, случится это в нищей Российской земле, причем некто из христиан, подобно Симеону Богоприимцу, возвестит миру о рождении исчадия.

Бессильный создать что-либо самосущное, дьявол способен лишь пародировать установленное Богом. «Когда услышите, что на землю пришел Христос, знайте, что это Антихрист»,— предупреждал братию Преподобный Зосима Соловецкий.

До тридцати лет Антихрист будет пребывать в неизвестности, потом заявит о себе ложными чудесами и наконец воссядет на троне, как владыка мира. Блаженны сразу распознавшие в нем служителя тьмы! Но таких будет немного.




А. Ильинская, «Старцы о последних временах», стр.46

7


Созвучный духу времени, он сумеет расположить к себе людей, участью которых станет гибель. Победа Антихриста будет приуготована материалистическим воспитанием нескольких поколений людей.

Антихрист выступит как учитель всего человечества, как монарх всемирной монархии. «Страшно будет второе пришествие Христово и ужасен последний суд всего мира, но не без великих ужасов будет пред тем владычество Антихриста»,— писал Оптинский старец Амвросий. Собрание писем. Ч 1. Сергиев Посад, 1909, с. 21.

Главное бедствие эпохи перед воцарением Антихриста — дух слепоты. Редок будет духовный разум, чаще будет встречаться плотский, поэтому люди не разглядят Антихриста, более того, узрят в нем благодетеля. Чрезмерное погружение в заботы материальной жизни способствует развитию житейского разума, который в нужный момент не воспримет Божественных откровений.

Старец Нектарий тоже оберегал духовных детей от излишнего житейского попечения. «Человеку дана жизнь, чтобы она ему служила, а не он ей,— говорил он.— Служа жизни, человек потеряет соразмерностью»

Бог допустит явление Антихриста, чтобы через него обнаружилось всё зло мира, дабы осудить это зло.

Антихрист придет во времена безначалия. Его царствие случится в условиях войны, когда истерзанные братоубийством народы не будут видеть выхода из мирового кризиса. Он предложит установить во всем мире единообразный политический и социальный строй. Народы согласятся, забыв о том, что стремление к насильственному объединению мировых держав во все века вызывало мистический ужас всех мыслящих людей, знающих из Св. Писания, что такое желание может возникнуть только у одного существа — Антихриста и с одной целью — мирового господства.

Люди согласятся принять власть Антихриста, не подозревая о ловушке. Неверующие, не причащающиеся Св. Тайн, чуждые вразумления Духа Святого, они окажутся бессильны к осмыслению сущности последних земных катаклизмов. Мировая трагедия предстанет им в сугубо политических красках.

В отношении к религии поначалу Антихрист будет лоялен. Христианам всех исповеданий будет обещано покровительство.

И наступит голод, и Антихрист начнет печатать своих людей печатью. Лишь таковым будут полагаться хлеб, прочие будут умирать от голода. Ничего нельзя будет ни продать, ни купить без Антихристова знака (Откр. 13, 16-17). Начертание будет положено на правой руке или на челе. В истории это имеет смысл выражения безусловной зависимости определенному лицу: начертание имени господина на лбу раба, имени полководца на плече или кокарде солдата.

Что касается тех, кто примет Антихристов знак, они будут поглощать пищи всемерно больше, но насыщения не достигнут.

Антихрист убьет учителей не скрывая отныне своей сущности, снимет маску гуманизма и выступит, как гонитель. Жить и действовать в человеческом обществе он будет столько же, сколько длилась проповедь ветхозаветных учителей. По истечении этого срока дни Антихриста прекратятся. Много было в истории тяжелых и черных времен, но эти по степени мрачности превзойдут все дни подобного рода. Такая скорбь не повторится больше нигде и никогда, не случайно Оптинский старец Нектарий говорил: «Наши самые страшные скорби подобны укусам насекомых по сравнению со скорбями будущего века»

Большинство не всегда право, человечество уже много раз убеждалось в этом. Влекомая стадным чувством, толпа идет широкими вратами, в смерть ведущими (Мф. 7,13). Власть Зверя забирает весь труд, всю душу человека, спастись сумеет лишь не подчинившийся воле его. Поэтому сегодня особенно необходимо держаться узкого пути, даже в полном одиночестве.


А. Ильинская, «Старцы о последних временах», стр.52

8




По этой стезе всегда шествуют единицы, не понимаемые ближними, побиваемые камнями, проклятые; в последние дни тропа спасе­ния оскудеет еще больше. «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12,32),— сказано в утешение таким. Да не смутимся, что нас горсточка, много званых, но мало избранных (Мф. 20,16).

Мало-помалу культ Богочеловека подменится культом Человекобога, который превознесет свою малость превыше всех святынь. «В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». В церквах будут установлены его изображения в виде икон и статуй, прихожане будут поклоняться им.

« И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8,1). Некоторые святые, тот же .Нил Мироточивый, писали, что перед воцарением Антихриста отрезвевшее человечество на некоторое время обратится к Богу. Языческий мир вновь будет оглашен истиной Благой Вести — чтобы, впрочем, вскоре низринуться в еще большее зло.

Это будет последний шанс к покаянию для тех, кто на него способен, последняя возможность вызволить свою душу из плена зла...

Погибель Антихриста будет быстрая и мгновенная:

Господь Иисус Христос убьет беззаконника духом уст Своих.
ІІ. Философская мысль об эсхатологии
Русская религиозно-философская мысль, не могла избежать проблемы хилиазма (религиозное учение о тысячелетнем Божьм царстве) и апокалипсиса. Достижимо ли Царство Божие в рамках истории человечества или оно начнется за ее пределами, после второго пришествия Христа! Какое место занимает в истории царство Антихриста! Эти вопросы не мог обойти и такой мыслитель, как Г. П. Федотов (1886—1951), особенно чуткий к осмыслению истории в религиозном ключе. Его работа «Об антихристовом добре» (1926), полемически направленная против известного труда ВС. Соловьева «Три разговора»).

Его критические замечания рассматривают «Легенды об антихристе» в «Трех разговорах» В. Соловьева, с точки зрения эсхатологии.

В.С.Соловьев задается вопросом: «Есть ли зло только естественный недостаток, несовершенство, само собой исчезающее с ростом добра, или оно есть действительная сила, посредством соблазнов владеющая нашим миром.»

«Три разговора» не утратили власть над умами и, вероятно, не скоро утратят ее. В этом последнем, предсмертном произведении философа живет волнующая острота проблематики, необычайная зоркость видения, словно преступающая меру видения художественного. Автор, перерастает границы литературной формы и в своей «Легенде» говорит с вдохновением почти пророческим.

Именно как пророчество она и была принята; как пророчество она живет в среде русской христианской интеллигенции, просачиваясь в широкие церковные круги.

Антихрист «Трех разговоров» для многих стал образом каноническим. Кажется, что он просто транспонирован из Апокалипсиса в современный исторический план. Дело антихриста у Соловьева совершается в форме служения добру.

В.С.Соловьев: «К «антихристам» следует отнести тех людей, что особенно хлопочут о христианстве, делают из него свое специальное занятие и из христианского имени какую- то свою монополию или привилегию. Такие люди чуждые духу Христову. ...Конечно, зло также реально существует, как и добро. Есть Бог, есть и дьявол, - разумеется пока Бог его терпит.» Антихрист Соловьева прежде всего «спиритуалист» и человек строгих добродетелей. «Не обманом чувств и низких страстей и даже не высокою приманкой власти» соблазнить его.




А. Ильинская, «Старцы о последних временах», стр54

Г.П. Федотов «Об антихристовом добре», Наука и религия №3, 1992

В.С.Соловьев, «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением 9

краткой повести об антихристе и с приложениями» стр.9

Філософський словник, Хіліазм, стор.565




«Помимо исключительной гениальности, красоты и благородства величайшие проявления воздержания, бескорыстия и деятельной благотво­рительности, казалось, достаточно оправдывали огромное самолюбие великого спиритуалиста, аскета и филантропа».

Лишенный подлинной любви к добру («любил он только одного себя». Курсив Вл. Соловьева), он питает свою самость сознанием своих сверхчеловеческих добродетелей и дарований — ведь это, как сказано, человек безупречной нравственности и необычайной гениальности. Словом, это «горделивый праведник». Он был вегетарианцем, учредил строгий надзор за бойнями; общества покровительства животных всячески поощрялись им. Делом его жизни является установление всеобщего мира на земле и «равенства всеобщей сытости». Его книга, которая пролагает ему путь власти над миром, завоевывает мир словом, а не мечом, обезоруживает даже врагов своим высоким идеализмом. В ней отсутствует имя Христа, но все «содержание книги проникнуто истинно христианским духом деятельной любви и всеобщего благоволения».

Таков антихрист: в слове, в деле и даже наедине со своей совестью — воплощенная добродетель, даже христиански окрашенная, хотя и в корне погубленная отсутствием любви и непомерною гордыней. Этот изначальный порок делает его лжемессией, причастным сатанинской благодати, и в заключительном столкновении с исповедниками Христа превращает человеколюбца-мудреца в отвратительного тирана.

Первый вопрос, который ставит Георгий Федотов: принадлежит ли образ добродетельного антихриста к составу церковного эсхатологического предания? Соловьев внимательно относился к этому преданию.. Дело антихриста совершается в мире, в тишине зрелой и завершенной цивилизации — такова, очевидно, идея Соловьева, тесно связанная с идеей добродетельного антихриста.

Принадлежит ли его добродетельность к общецерковному преданию?

Миф об антихристе развивается в христианской церкви в значительной степени независимо от Священного писания.

По отношению к пониманию антихриста можно проследить два течения. Первое восходит к св. Ипполиту, второе — к св. Иринею.

У св. Ипполита; «Во всем соблазнитель сей хочет казаться подобным Сыну Божию... Снаружи явится, как ангел, волком будет внутри».

Определение св. Кирилла Иерусалимского: «Сначала, как муж разумный и образованный, он напустит на себя лицемерную умеренность и человеколюбие. Потом же (будучи признан Мессией. — Г. Ф.) покроет себя всеми преступлениями бесчеловечия и беззакония, так что превзойдет всех бывших до него злодеев и нечестивцев, имея ум крутой, кровожадный, безжалостный и изменчивый».

Св. Ефрем Сирии явно развивает мысль Ипполита и дает наиболее полный образ лицемерного праведника: «Он примет знак истинного пастыря, чтобы обмануть стадо... Представится смиренным и кротким врагом неправды, сокрушителем идолов, великим ценителем благочестия, милостивым покровителем бедных, необычайно прекрасным, кротчайшим со всеми. И во всем этом под видом благочестия будет обманывать мир, пока не добьется царства». После воцарения своего он сбрасывает маску: «Теперь он уже не благочестив, как прежде, не покровитель бедных, а во всем суров, жесток, непостоянен, грозен, неумолим, мрачен, ужасен и отвратителен, бегчестен, горд, преступен и безрассуден». Такое понимание антихриста как лицемера и имитатора Христа, не чуждо и Западной церкви именующей всех лицемеров членами антихриста.



.П. Федотов «Об антихристовом добре», Наука и религия №3, 1992

В.С.Соловьев, «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением

10 краткой повести об антихристе и с приложениями» стр.136



Однако есть и другая весьма древняя традиция, которая видит в антихристе воплощение чистого зла. Учитель Ипполита св. Ириней Лионский ничего не знает о добродетелях антихриста. «Придет он не как царь праведного закона, в покорности Богу, а как нечестивый, неправедный и беззаконный, как отступник, злодей и человекоубийца, как разбойник, повторяющий собою отступничество диавола».

Если у одних отцов антихрист подражает Христу, то у других - сатане.

Выводы Георгия Федотова:

1. В церкви не существует единой, общеобязательной и во всем согласной традиции об антихристе

2 Одно из двух течении в церковном предании склонно рассматривать антихриста как чистое зло.

3. Другое, преобладающее течение видит в добродетелях антихриста простое лицемерие, средство для захвата власти над миром, которое отпадает тотчас же после того, как достигнута цель с последующей тиранией и злодеяниями антихриста.

Ни у кого из приведенных отцов мы не находим и намека на искренность добродетели, на самообман последнего обманщика.

Подчеркивая отсутствие в древней традиции корней соловьевского антихриста, еще не означает его лживости. Мы хотим только иметь по отношению к нему развязанные руки. Оценивая его, имеем дело с домыслом, а не с тысячелетним голосом церкви.

При всей своей прозорливости Соловьев—дитя XIX века, и, борясь с ним всю жизнь, он не может выйти из его тени. Он загипнотизирован комфортабельной прочностью его цивилизации, верою в окончательность установленного им мира. В какой-то русской части своей души Соловьев терзался видениями словно предчувствовал гибель империи:

Но когда он судит о будущем европейской цивилизации, он не чувствует кризиса. Все вопросы, раздирающие старую Европу, социальный в том числе, разрешаются с необыкновенной легкостью методом антихриста, т. е. просвещенного государственного разума. В этом Соловьев отступает от всей христианской апокалиптической традиции.

Европейская цивилизация, убаюкивая себя призраком бесконечного равномерно-поступательного движения, вступила (уже при Соловьеве) в полосу мучительного кризиса, из которого ей суждено или выйти совершенно обновленной, неузнаваемой, или погибнуть.

Соловьев проглядел рост империализма, готовившего мировую войну, особенно империализм духа, отрицающего ценность любви к человеку. Бисмарк и Маркс, Ницше и Вагнер Плеханов и Ленин были просто не замечены им.

Чему учит этот опыт?

Во-первых, тому, что дело вселенского, строительства церкви не безнадежно. Европейская культура в своих духовных вершинах опять готова, как спелый плод, упасть к ногам Христа.

Во-вторых. Противник, «антихрист», который еще силен, перестал носить маску гуманизма, т. е. человеческого добра. Враждебная христианству цивилизация в самых разнообразных проявлениях своих становится антигуманистической, бесчеловечной. Бесчеловечно государство, вскрывшее свой звериный лик в мировой войне и теперь топчущее святыни личной свободы и права в половине европейских стран. Бесчеловечны (т.е. антигуманистичны) одинаково и коммунизм, и фашизм, рассматривающие личность как атом, завороженные грандиозностью масс и социальных конструкций. Г. П. Федотов

Г.П. Федотов «Об антихристовом добре», Наука и религия №3, 1992

В.С.Соловьев, «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением 11

краткой повести об антихристе и с приложениями» стр.137

С..Л. Франк О «Трех разговорах » В.СОЛОВЬЕВА Наука и религия №3, 1992



С..Л. Франк :

Мы живем в эпоху, когда объединение христианского мира, сознание его внутреннего единства перед лицом смертельной опасности от надвигающегося на мир царства антихриста становится вопросом жизни и смерти. Поэтому более чем когда-либо следовало бы нам осознать спасительную правду принципиальной установки Соловьева. Русский человек претендует быть «всечеловеком». Слишком часто это остается неоправданной пустой претензией. Но Соловьев был подлинным всечеловеком, потому что был подлинным христианином. В духовном наследии Соловьева, есть изумительное предвидение катастрофической эпохи, в которой мы теперь живем, и — что еще важнее — религиозные выводы, к которым он пришел на основе этого предвидения. Обыкновенно бросаются в глаза и вспоминаются теперь некоторые частные содержания этого предвидения:

Крушение православной русской монархии, возникновение диктатуры с притязанием на мировое господство и т. д. Все это свидетельствует, конечно, о необычайной политической и исторической проницательности Соловьева. Но существенны все же не эти частные предсказания. Единственно существенно и носит характер подлинного пророчества общее предчувствие— среди, казалось бы. незыблемого благополучия мира и беспрепятственного мирного прогресса — надвигающейся на мир чудовищной демонической силы зла...

Соловьев был в течение большой части своей жизни типичным человеком XIX века: он не только веровал в неуклонный прогресс человечества — он дал этой вере религиозную санкцию, отождествив прогресс с неодолимым космическим действием вошедшей в мир при Боговоплощеиии Христовой силы.

Эсхатологическая вера последних лет Соловьева, поскольку она выражена в отчетливом утверждении хронологически-исторической близости конца мира и событий, предсказанных Апокалипсисом, быть может, есть тоже некоторое рационалистическое упрощение сложности и неисповедимости судеб мира: в этой форме она прямо противоречит слову Христа о неведомости срока конца мира. Но великая и насущно нужная правда совершенно одинокого в XIX веке напоминания Соловьева об эсхатологической основе христианской веры заключается в отчетливом различении между человеческими упованиями о земном счастье и даже о земном торжестве правды. В атмосфере нашей трагической эпохи, нельзя преувеличить всего духовно оздоровляющего значения этого последнего религиозного достижения Соловьева.

Лев Регельсон : Общественная мысль все чаще обращается к проблеме пророчеств, разумеется, внимание многих привлекает Апокалипсис Иоанна Богослова.

Если верить Библии, спасение придет от Христа через Его церковь. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) пророчествует о великом и радостном событии — воцарении Иисуса Христа в этом мире. Все трагическое, и мрачное связано с отчаянными попытками темных и могущественных сил предотвратить свое поражение.

Есть ли в Библии какие-нибудь указания, когда это произойдет?

Точку отсчета указывает книга пророка Даниила: «С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (Дан. 9, 25), т.е. 49 лет и 434 года. Второе число означает длительность царства Христа на земле, которое у Иоанна условно именуется «тысячелетним» (Откр. 20,6). В конце его — последний мятеж сил зла и затем суд Христа над миром. Насколько мы можем судить, основное содержание Откровения Иоанна — о первых 49 годах, и затем еще о 7 годах самой напряженной борьбы.


В.С.Соловьев, «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением

краткой повести об антихристе и с приложениями» стр.141

12 С..Л. Франк О «Трех разговорах » , В.СОЛОВЬЕВА , Наука и религия №3, 1992

Лев Регельсон, «Впереди светлая эпоха, но путь к ней труден.

Откровения Иоанна и пророчество Даниила», Наука и религия №3, 1992.



Что же означает это «повеление»? Создание государства Израиль в 1948 году, завоевание Иерусалима в 1966-м или постановление израильского парламента в 1980-м, законодательно закрепившее это завоевание? Характерная для Божественных пророчеств неопределенность, ограждающая человеческую свободу от принудительного истолкования, не имеющего вариантов. Может быть и так, что апокалиптические часы еще не запущены и точкой отсчета послужит другое событие, мистически наиболее важное. Многое указывает на то, что около 2000 года что-то важное произойдет, но это будет не концом, но лишь началом апокалиптической эпохи.

Мировая история при таком толковании обретает смысл и цель — она устремлена к царству Христа на земле. Христианская Монархия была его прообразом, хотя и несовершенным; самые значительные духовные и социальные движения последнего тысячелетия были прямо или косвенно связаны с чаяниями этого царства. Но как же по-разному оно понималось! Если взять духовные первоистоки основных политических сил нашего времени: демократии, коммунизма и фашизма,— то окажется, что все они тоже питаются энергиями этого чаяния, которые возрастают по мере приближения времен и сроков. Стремление к Царству Божьему на земле образует духовный стержень и русской истории, начиная с князя Владимира. Самый тяжелый кризис и надлом был пережит в XV веке, когда православное Царство (Византия) погибло а пришествие Христа, ожидавшееся в 1492 году (7000 лет от сотворения Адама по библейской хронологии), не состоялось.

Духовное содержание предстоящей эпохи —подготовка к всеобщему воскресению мертвых и преображению космоса, начиная с земли. Чем ближе эта эпоха, тем выше накал борьбы темных сил против Бога. Самыми глобальными попытками перехватить инициативу и построить на земле другое царство были коммунистическая революция в России и фашистская — в Германии («Тысячелетний рейх»!). Силы зла не могут победить, потому что враждуют друг с другом. Ведущей силой будет фашизм, но, что самое ужасное, в этот преступный союз могут быть частично вовлечены и силы демократии (об этом свидетельствует пособничество западных демократий Сталину и Гитлеру). Подготовка такого союза и есть «тайна беззакония», о которой говорит апостол Павел .

А.Мацейна, литовский философ, писал: антихристово начало всегда в истории проявляется в форме нигилизма (от лат. nihil - ничто, выражается в отрицании общепринятых ценностей) . Дух пустыни, желая разрушить труд Христа, вынужден, как было сказано, действовать через людей, так как только люди являются зримыми и непосредственными участниками истории. Другого прямого пути у него нет.

Но для того, чтобы это разрушение человек смог выдержать, он должен не видеть никакого смысла и никакой цели; он должен быть нигилистом.


В.С.Соловьев, «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением

краткой повести об антихристе и с приложениями» стр.141 13

Лев Регельсон, «Впереди светлая эпоха, но путь к ней труден.

Откровения Иоанна и пророчество Даниила» , Наука и религия №3, 1992, стр.43

А.Мацейна, литовский философ, Наука и религия, №12, 1990г, стр24.
Отрицание Христа — первое условие человеку, чтобы он включился в деятельность антихристова начала. Человек может признавать мир и благо, прогресс и демократию, но отрицание Христа неизбежно ведет его в лагерь врагов Бога. В этом отношении Вл. Соловьев внес много ясности своим повествованием об антихристе. В этой легенде Соловьев представляет антихриста как необыкновенно способного, прямо-таки гениального человека, который едва достигнув 33 лет, «стал широко известен как большой мудрец, писатель и общественник». Бога он не отрицал. Напротив, он не был атеистом. Он верил в добро.

Таким образом, этот человек после одного переживания начал писать произведение под названием «Открытый путь в мировое согласие и благо». В этом произведении было объединено «высокое уважение к преданиям старины и к символам с широким и смелым радикализмом; неограниченная свобода мысли с глубочайшим и мистическим пониманием всего; неограниченный индивидуализм со страстной отдачей всеобщему благу». Здесь все было так исключительно согласовано и соединено, что каждый в этой книге находил свои взгляды и убеждения, каждый был согласен с ее мыслями. Все удивлялись и восхищались этой книгой. Она была переведена на все языки мира. Каждому она казалась «выражением полной правды». Только одного-единственного в этой книге не хватало — имени ХРИСТА.

Отрицание Христа — это истинный знак антихристового начала и первое условие нигилистической установки. Не верить ни в Бога, ни в Христа, ни,. наконец, в дьявола—вот суть нигилизма, и вот лучшая почва для деятельности антихриста. Когда против человека становится только смерть, как единственная безусловная реальность, и когда по ту сторону он не надеется что-либо найти, тогда человек превращается в противоположность Бога и начинает разрушать Его порядок в мире. Нигилистические воззрения — источник антихристова начала в жизни отдельного человека и в жизни человечества.

Диалектики (Достоевский , Мацейна) видят неустранимое противоречие между добром и злом, они противостоят друг другу, и никакой «синтез» ; здесь невозможен. Человек должен сделать выбор, с кем он — с Христом или с Сатаной.

Достоевский предвидел Сталина и Гитлера (не личности, а феномены). Эти могли повести миллионные массы на их собственную погибель. Фюрер, масса и миф — таковы три компонента самых страшных, самых кровавых трагедий современности.

Правда и в том, что немцы добровольно посадили на свою шею Гитлера, который вверг их в губительную войну. Одураченная толпа, ликуя, отдается силам зла на собственную погибель. История знает примеры массовых деяний, освященных достойной целью, освещенных светом добра. Все дело в том, как обнаружить и обличить зло, маскирующееся под добро, как отличить одно от другого. Все знают, куда ведет дорога, вымощенная добрыми намерениями. Но как не пойти по ней? Толпа, ведомая демагогами и провокаторами,что может быть страшней?

В этом случае «большинство» не означает истины. Где же решение? На что я смею надеяться? — некогда вопрошал Иммануил Кант.

Ответ дан им в работе «Религия в пределах только разума». Религия, тождественная морали, — надежда на нее не обманет.
Выводы

До сих пор в обычном, привычном для нас времени, в котором мы живем, человек располагал свободой выбора между добром и злом. Об этом полторы тысячи лет тому назад сказал Блаженный Августин, и с тех пор положение о свободе воли человека не подвергалось существенному сомнению. Правда, свободой воли широко пользовались, к сожалению, поборники не только добра, но и зла. Злонамеренные действия, как водится, прикрывались добрыми словами. Хотя идея кары, возмездия за свершенное злодейство издавна существовала во многих религиях, исторический опыт давал обильные примеры и наказания порока (как это было с Гитлером и его приближенными), и торжества зла (судьба


А.Мацейна, литовский философ, Наука и религия, №12, 1990г.

14 Арсений Гулыга , Наука и религия, №12, 1990г.



Сталина и многих его приспешников). Пожалуй, лишь в сказках порок всегда оказывался наказанным.

Нынешний образ жизни и хозяйствования, традиционное поведение отдельных людей, групп, обществ, стран могут привести к глобальной экологической и социальной катастрофе или к более или менее быстрой деградации человеческого общества. Поэтому во избежание возможного Апокалипсиса человечеству необходима столь же глубокая перестройка поведения, как и во времена палеолита. Тогда «звериный» образ жизни, нормы поведения, характерные для стадных животных, постепенно, к началу мезолита, были заменены нормами, диктующимися нравственностью.

Поэтому уже ближайшему поколению предстоит выработать новую нравственность — нравственность биосферы — и следовать ей. В содержании грядущей нравственности некоторые положения уже очевидны. Первое и важнейшее — недопущение войн. Следовательно, должны быть исключены силовые приемы решения противоречий и конфликтов, которые в условиях возросшей технической мощи человечества могут привести к необратимым изменениям в биосфере. Отсюда вся политика, как межгосударственная, так и внутри государств, должна быть построена на идеалах компромиссов.

Должны рухнуть барьеры непонимания — религиозные, национальные, расовые.

Какие же средства в распоряжении общества имеются для того, чтобы люди действительно поняли, что человечество подошло к краю обрыва и только общие усилия всех членов «экипажа космического корабля», имя которого «планета Земля», могут уберечь нас от сползания в пропасть?

Прежде всего людям должно быть известно, что их ждет! Впрочем, одних знаний недостаточно. Необходимо, чтобы принципы новой нравственности впитывались с молоком матери, чтобы жизнь любого человека, начиная с юных лет, пронизывало понимание того, что он входит в «экипаж космического корабля» человечества.

У них должно постепенно формироваться новое отношение к природе, ко всему, что их окружает.

Идеи последней, благодаря успехам развития средств массовой информации, могут быть внедрены в общественное сознание посредством пропаганды экологического императива «не повреди биосферу!».

«Между тем принятие человечеством экологического императива невозможно без формирования нового мышления, переориентации большинства ценностных шкал человека, ибо другое отношение к природе ставит людей перед необходимостью изменить их отношение друг к другу. Другими словами, выполнение экологического императива требует формирования новой нравственности, новой морали» - говорит академик Н.Моисеев.

Пришло время создания под эгидой Организации Объединенных Наций некоторых единых принципов не только образования, но и всей системы «Учитель». Здесь не идет речь о стандартизации, поскольку в каждой стране система «Учитель» должна опираться на национальные традиции и самобытность культуры того или иного народа. Но в этом многообразии необходимо будет выделить некоторые общие рекомендации. И это непременно придется однажды сделать, ибо речь идет в конечном счете о подготовке единого экипажа того уникального космического корабля, который мы привыкли называть Земля.

Профессор А. Быховский пишет: «Ныне в моде попрекать науку забвением нравственности, что, дескать, и порождает экологические, ядерные стрессы. Кому-то единственным средством гуманизации прогресса видится религия.



Н. Моисеев, академик, Наука и религия, 1990, №5, май

А. Быховский, профессор, Наука и религия, 1990, №5, май 15



Но корень зла — в отчуждении знания от морали, которое вершится бездушной машиной административно-командного управления. В такой системе человек просто лишен всяких прав на нравственную ответственность.

Сахаров раньше других осознал, что ядерное оружие породило возможность «тотального зла», когда за деяния одного человека или группы людей расплачивается человечество, причем самой дорогой ценой — ценой самоуничтожения.

И не было тут никакого вмешательства таинственной сверхъестественной силы, стоящей над человеком, такую силу создал сам человек и тем самым поставил под угрозу созданную многими тысячелетиями хранительную для всего живого на Земле оболочку — биосферу.

На наш взгляд, именно такое понимание биосферы — хранительницы жизни, оказавшейся под угрозой разрушения,— стало тем фактором, который дал толчок формированию глобальной нравственности. Любое посягательство на «священную» оболочку влечет за собою неотвратимое возмездие».

Срабатывал веками сложившийся принцип иерархического подчинения, проявившийся наиболее резко в условиях тоталитаризма, когда все решения — нравственные и псевдонравственные, то есть безнравственные,— принимал вождь иерархической системы.

Биосфера ключевой вопрос в рождении нового мышления, глобальной нравственности. Именно с появлением учения о биосфере, разработкой которого человечество обязано прежде всего трудам Вернадского, впервые возникла реальная, а не иллюзорная, обратная связь между нравственным выбором человека, то есть его выбором между добром и злом, и обратным воздействием на человека результатов его выбора. Причем если в прежние времена «контролером нравственности» была лишь совесть человека, то теперь им становится нечто объективное — биосфера.

Да, апокалипсис может наступить за «наши прегрешения», скажем, такие, как ядерная или экологическая беспечность. Советский академик Н. Моисеев, построив модель биосферы («Гею») и проверив на ней сценарий «ядерной ночи» американского ученого К. Сагана, смог в деталях описать картину возможной гибели нашей цивилизации, не прибегая к библейской мифологии. Так возник ограничитель зла, предостережение тем, кто готов выбрать зло вместо добра в отношениях с биосферой. Подобно бумерангу, зло, обращенное к биосфере, ударяет по человеку, его свершившему, а с ним и по всему человечеству. Такое зло обретает глобальный характер и требует глобальной нравственности.

Что еще важно? В действительности основы глобальной нравственности так или иначе стали возникать. И уже давно! В различных религиях и учениях. К ним надо внимательно присмотреться и, может быть, кое-что перевести на язык современности. Но есть там и утверждения, которые были и будут понятны всем, как говорится, во веки веков! Одно из них и, вероятно, самое важное — «возлюби ближнего твоего, как самого себя».




16 Н. Моисеев, академик, Наука и религия, 1990, №5, май

А. Быховский, профессор, Наука и религия, 1990, №5, май




Литература
1. Новый Завет

Всесоюзный совет евангелиевских христиан, Москва, 1989г.
2. Библейские повествования,

по благословению Его Блаженства, Блаженнейшего Филарета, Митрополита Киевского и всея Украины, Издание Украинской Православной Церкви, Киев,1992.
3. Библейская энциклопедия,

Российское Библейское Общество, 1996г.
4. Філософський словник,

за ред. члена кореспондента АН УРСР В.І.Шинкарука , Київ, 1973р.
5. А.А. Радугин

Введение в религиоведение, изд. «Центр», курс лекций, 1997г.
6. А. Быховский,

профессор, Наука и религия, 1990, №5, май
7. Н. Моисеев,

академик, Наука и религия, 1990, №5, май
8. Арсений Гулыга ,

Наука и религия, №12, 1990г.
9. А.Мацейна,

литовский философ, Наука и религия, №12, 1990г.

10. Лев Регельсон,

«Впереди светлая эпоха, но путь к ней труден. Откровения Иоанна и пророчество

Даниила», Наука и религия, №3, 1992г
11. С..Л. Франк ,

о «Трех разговорах» В.Соловьева, Наука и религия, №3, 1992г
12. А. Ильинская,

«Старцы о последних временах», по заказу православного братства иконы Божией

Матери «Неопалимая Купина» , «Весть», 1995
13. Г. П. Федотов,

«Об антихристовом добре», Наука и религия, №3, 1992г
14. В.С.Соловьев «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями», «Товарищество А.Н.Сытин и К0», Фирма «ПИК», 1991


Структурный план

Введение
І . Библейская эсхатология
1. Пророки Ветхого Завета и новозаветный «апокалипсис»

2. Составные части эсхатологии

3. Эсхатология христианских направлений и религиозных течений
ІІ. Философская мысль об эсхатологии
Выводы


/var/www/gendocs/docs_files/620/conv_619190_1/file1.doc


Скачать файл (161.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации