Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Художетсвенный текст как объект литературоведческого анализа - файл


скачать (329.2 kb.)


Раздел 1. «Проблема анализа и интерпретации художественного произведения».

Практическое занятие №1

Тема: «Художетсвенный текст как объект литературоведческого анализа».

1. Общая теория текста. Разные подходы к определению и анализу художественного текста. Вариативность алгоритмов анализа художественного текста.

По характеру изображения реальности все тексты делят на художественные и нехудожественные. Нехудожественные тексты можно охарактеризовать однозначностью восприятия. Обычно нехудожественными текстами являются тексты средств массовой информации, научные и официально-деловые тексты. Как правило, подобные тексты передают сухие факты. Художественный текст, напротив, обладает иными характеристиками. В нем за изображенными картинами жизни скрывается подтекстный интерпретационный план. Художественный текст, главным образом, воздействует на эмоциональную сферу человеческой сущности.

Художественный текст является целостной единицей, у которой имеются собственные дифференциальные и интегральные признаки, особые средства и методы актуализации единиц разных уровней, составляющих структуру текста, его композицию.

Главным отличием художественного текста от любого другого является то, что в нём реальность показана в виде образа. Художественный текст опирается на образное изображение мира и существует для всеохватывающей передачи различных видов информации - интеллектуальной, эмоциональной, эстетической, а также обладает функцией эмоционального воздействия на читателя. Это свойство художественных текстов говорит о различиях в цели их создания. Основной целью каждого произведения данного типа является достижение конкретного эстетического воздействия, создание художественного образа. Аналогичная направленность служит отличием художественной речи от других актов речевой коммуникации.

Также художественные тексты выделяются по характеру информации, которую они передают. Вся информация передается через рациональное, эмоциональное и эстетическое воздействие на получателя. Известно, что подобное воздействие обычно достигается с помощью языковых средств всех речевых уровней.

Особенно можно отметить такую специфику художественного текста, как стадия активности читателя, которую предполагает автор, читательское участие в создании произведения. В художественной литературе автор достаточно часто обращается к жизненному опыту того, кому текст адресован. Обычно автор в таких случаях рассчитывает на появление у читателя определенных ассоциаций, на определенную степень «домысливания» и т.д. Этому способствуют выбор типа повествования, присутствие в тексте фигуры рассказчика, степень адресованности текста.

Таким образом, можно отметить, что одной из основных особенностей художественного текста является наличие в нем лирического героя. Можно сказать, что в произведении всегда есть образ автора, который и создает внутреннее единство текста. В отличие от логического, художественный текст не может быть объективным, лишенным авторской позиции, авторского отношения к героям и событиям, авторской интонации. При этом нельзя смешивать образ автора с образом рассказчика, от лица которого ведется повествование.

Также художественные тексты отличаются от логических своим структурным разнообразием. Известно, что в художественном произведении могут переплетаться эпизоды, относящиеся к разным сюжетам, смещаться или даже перемежаться различные хронологические и логические планы, могут быть ретроспективные эпизоды. То, что читатель узнал ранее, возможно переосмыслить при получении новой информации. Автор может намеренно умалчивать некоторую информацию до определенного момента, намеренно создавая, таким образом, некоторую двусмысленность. Все вышеперечисленное служит для создания определённого, нужного автору настроения, нужного впечатления на читателя. Также это помогает автору подготовить читателя к восприятию дальнейших событий как чего-то ожидаемого или, наоборот, неожиданного.

Композиция произведения заключается не в отдельных элементах, а в их взаимодействии. Это сложное, многогранное единство компонентов. Все элементы текста - как рядом расположенные, так и удаленные друг от друга - всегда внутренне связаны и отражают друг друга. Значимыми являются сами отношения между ними, их порядок и перерывы.

Следует также упомянуть о способах анализа художественного текста. Многие лингвисты отмечают, что существует два основных его течения. В первом случае сначала определяется основная идея, затем лексическая, синтаксическая, морфологическая и фонетическая части текста. Второй метод основан на том, что внимание заостряется на какой-либо формальной особенности или детали текста, например, на неоднократном повторении слов. Обнаружив такую особенность, исследователь ищет ей объяснение, сопоставляя с другими. Но стоит отметить, что оба типа анализов должны раскрыть единство содержания и формы, частей и целого.



Также следует рассказать ещё об одной особенности художественного текста. Эта особенность заключается в том, что, в отличие от научных статей или технических описаний, художественный текст обычно характеризуется высокой степенью национально-культурной и временной обусловленности. Художественный текст, независимо от позиции автора, всегда отражает особенности того народа, представителем которого является автор и на языке которого он пишет, и того времени, в котором автор живет. Кроме этого, писатель также может умышленно вводить в свой текст национально-культурные реалии. Данные культурные реалии, как правило, будут ассоциироваться с определенным временем в жизни народа.




Скачать файл (329.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации