Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лабораторные работы по информатике и ИКТ для СПО 1 курс - файл Журнал л.р. по информатике 1 курс.doc


Лабораторные работы по информатике и ИКТ для СПО 1 курс
скачать (2786.6 kb.)

Доступные файлы (2):

Журнал л.р. по информатике 1 курс.doc1370kb.25.10.2011 22:19скачать
Электронная почта.ppt3002kb.01.10.2011 15:20скачать

содержание

Журнал л.р. по информатике 1 курс.doc

  1   2   3   4   5
Лабораторная работа №1

Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением

Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.
Теоретические сведения к лабораторной работе
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

«Информационный ресурс– это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.

Таким образом, информационные ресурсы– это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова– это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

  • тематика хранящейся в них информации;

  • форма собственности– государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

  • доступность информации– открытая, закрытая, конфиденциальная;



  • принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической;

  • источник информации– официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

  • назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

  • форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

  • вид носителя информации– бумажный, электронный.


Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:

  • субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);

  • субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

  • субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

  • субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам можно отнести:

  • учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

  • учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

  • научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

  • дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

  • системы тестирования (тесты– электронная проверка знаний),

  • электронные полнотекстовые библиотеки;

  • электронные периодические издания сферы образования;

  • электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

  • электронные архивы выпусков.

Содержание работы:
Задание №1

  1. Загрузите Интернет.

  2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».

  3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.




























    1. Охарактеризуйте любые три.




Название

Характеристика




















Задание №2

С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:


Вопрос

Ответ

1) укажите время утверждения григорианского календаря




^ 2) каков диаметр пылинки




3) укажите смертельный уровень звука




^ 4) какова температура кипения железа




5) какова температура плавления йода




^ 6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца




7) какова масса Земли




^ 8) какая гора в Австралии является самой высокой




9) дайте характеристику народа кампа




^ 10) укажите годы правления Ивана III




11) укажите годы правления Екатерины II




^ 12) укажите годы правления Ивана IV




13) укажите годы правления Хрущева Н.С.




^ 14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед





Задание №3. Ответьте на вопросы:


    1. Что Вы понимаете под информационными ресурсами?




    1. Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов.




    1. Что понимают под образовательными информационными ресурсами?




    1. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?





^ Задание №4. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе:














^ Лабораторная работа №2

Тема: Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет

Цель: изучить лицензионные и свободно распространяемые программные продукты; научиться осуществлять организацию обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

^ Теоретические сведения к лабораторной работе

Классификация программ по их правовому статусу

Программы по их правовому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные и свободно - распространяемые.

1. Лицензионные программы. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют её нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность.

Лицензионные программы разработчики обычно продают в коробочных дистрибутивов.

В коробочке находятся CD-диски, с которых производится установка программы на компьютеры пользователей, и руководство пользователей по работе с программой.

Довольно часто разработчики предоставляют существенные скидки при покупке лицензий на использовании программы на большом количестве компьютеров или учебных заведениях.

2. Условно бесплатные программы. Некоторые фирмы разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с определённым сроком действия (после истечения указанного срока действия программы прекращает работать, если за неё не была произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции программы).

3. Свободно распространяемые программы. Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространении программного обеспечения. К таким программным средствам можно отнести:

  • Новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование).

  • Программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий (это позволяет завоевать рынок).

  • Дополнения к ранее выпущенным программам, исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности.

  • Драйверы к новым или улучшенные драйверы к уже существующим устройствам.

Но какое бы программное обеспечение вы не выбрали, существуют общие требования ко всем группам программного обеспечения:

  • Лицензионная чистота (применение программного обеспечения допустимо только в рамках лицензионного соглашения).

  • Возможность консультации и других форм сопровождения.

  • Соответствие характеристикам, комплектации, классу и типу компьютеров, а также архитектуре применяемой вычислительной техники.

  • Надежность и работоспособность в любом из предусмотренных режимов работы, как минимум, в русскоязычной среде.

  • Наличие интерфейса, поддерживающего работу с использованием русского языка. Для системного и инструментального программного обеспечения допустимо наличие интерфейса на английском языке.

  • Наличие документации, необходимой для практического применения и освоения программного обеспечения, на русском языке.

  • Возможность использования шрифтов, поддерживающих работу с кириллицей.

  • Наличие спецификации, оговаривающей все требования к аппаратным и программным средствам, необходимым для функционирования данного программного обеспечения.

Преимущества лицензионного и недостатки нелицензионного программного обеспечения

Лицензионное программное обеспечение имеет ряд преимуществ.

  1. ^ Техническая поддержка производителя программного обеспечения.

При эксплуатации приобретенного лицензионного программного обеспечения у пользователей могут возникнуть различные вопросы. Владельцы лицензионных программ имеют право воспользоваться технической поддержкой производителя программного обеспечения, что в большинстве случаев позволяет разрешить возникшие проблемы.

  1. ^ Обновление программ.

Производители программного обеспечения регулярно выпускают пакеты обновлений лицензионных программ (patch, service-pack). Их своевременная установка - одно из основных средств защиты персонального компьютера (особенно это касается антивирусных программ). Легальные пользователи оперативно и бесплатно получают все вышедшие обновления.

  1. ^ Законность и престиж.

Покупая нелицензионное программное обеспечение, вы нарушаете закон, так как приобретаете "ворованные" программы. Вы подвергаете себя и свой бизнес риску юридических санкций со стороны правообладателей. У организаций, использующих нелегальное программное обеспечение, возникают проблемы при проверках лицензионной чистоты программного обеспечения, которые периодически проводят правоохранительные органы. За нарушение авторских прав в ряде случаев предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Нарушение законодательства, защищающего авторское право, может негативно отразиться на репутации компании. Нелицензионные копии программного обеспечения могут стать причиной несовместимости программ, которые в обычных условиях хорошо взаимодействуют друг с другом.


  1. ^ В ногу с техническим прогрессом

Управление программным обеспечением поможет определить потребности компании в программном обеспечении, избежать использования устаревших программ и будет способствовать правильному выбору технологии, которая позволит компании достичь поставленных целей и преуспеть в конкурентной борьбе.

  1. ^ Профессиональные предпродажные консультации

Преимущества приобретения лицензионного программного обеспечения пользователи ощущают уже при его покупке. Продажу лицензионных продуктов осуществляют сотрудники компаний - авторизованных партнеров ведущих мировых производителей программного обеспечения, квалифицированные специалисты. Покупатель может рассчитывать на профессиональную консультацию по выбору оптимального решения для стоящих перед ним задач.

  1. ^ Повышение функциональности

Если у вас возникнут пожелания к функциональности продукта, вы имеете возможность передать их разработчикам; ваши пожелания будут учтены при выпуске новых версий продукта.

Приобретая нелицензионное программное обеспечение вы очень рискуете.

^ Административная ответственность за нарушение авторских прав

Согласно статьи 7.12 КоАП РФ 1, ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными: влечет наложение административного штрафа: на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров, произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

^ Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Согласно статьи 146 УК РФ (часть 2), незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

^ При использовании нелицензионного, то есть измененной пиратами версии, программного продукта, могут возникнуть ряд проблем.

  • Некорректная работа программы. Взломанная программа– это изменённая программа, после изменений не прошедшая цикл тестирования.

  • Нестабильная работа компьютера в целом.

  • Проблемы с подключением периферии (неполный набор драйверов устройств).

  • Отсутствие файла справки, документации, руководства.

  • Невозможность установки обновлений.

  • Отсутствие технической поддержки продукта со стороны разработчика.

  • Опасность заражения компьютерными вирусами (от частичной потери данных до полной утраты содержимого жёсткого диска) или другими вредоносными программами.

^ Содержание работы:

Задание №1. Найти в Интернет закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» и выделить определения понятий:

  1. информация










  1. информационные

технологии










  1. информационно-телекоммуникационная

сеть










  1. доступ к информации










  1. конфиденциальность

информации










  1. электронное

сообщение










  1. документированная

информация












Задание 2. Изучив источник «Пользовательское соглашение» Яндекс ответьте на следующие вопросы:


Вопрос

Ответ

  1. По какому адресу находится страница с пользовательским соглашением Яндекс?




  1. В каких случаях Яндекс имеет право отказать пользователю в использовании своих служб?



  1. Каким образом Яндекс следит за операциями пользователей?



  1. Что подразумевается под термином «контент» в ПС?


  1. Что в ПС сказано о запрете публикации материалов, связанных с:

  • нарушением авторских прав и дискриминацией людей;


  • рассылкой спама;




  • обращением с животными;




  • размещением и пропагандой порнографии












  1. Какого максимального объема могут быть файлы и архивы, размещаемые пользователями при использовании службы бесплатного хостинга?




  1. Ваш почтовый ящик на Почте Яндекса будет удален, если Вы не пользовались им более




Задание 3. Изучив презентацию «Программное обеспечение компьютера» (располагается на сетевом диске), заполните таблицу:

Понятие

Значение понятия

  1. Программное обеспечение (ПО) – это




  1. Утилитарные программы предназначены для




  1. Программные продукты (ПП) предназначены для




  1. Классы программных продуктов:




  1. Системное программное обеспечение включает в себя




  1. Операционная система предназначена для




  1. Функции ОС:




  1. Пакеты прикладных программ (ППП) –это




  1. К пакетам прикладных программ относят:




Задание 4. Изучив программное обеспечение компьютера, за которым Вы работаете, заполните список:

Перечень программ Microsoft Office






















Перечень стандартных программ


















Задание №5. Ответьте на вопросы:


  1. Что такое программное обеспечение компьютера?




  1. Какие программы являются условно бесплатными?




  1. Какие программные средства относят к свободно распространяемым программам?




  1. В чем преимущества лицензионного программного обеспечения?




  1. Какие проблемы могут возникнуть при использовании нелицензионного программного продукта?





^ Задание №6. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе:














^ Лабораторная работа №3

Тема: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации

Цель: изучить способы представления текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации, научиться записывать числа в различных системах счисления.
^ Теоретические сведения к лабораторной работе
Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения.

Вся информация, которую обрабатывает компьютер должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр 0 и 1. Эти два символа принято называть двоичными цифрами или битами. С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса: кодирование и декодирование.

Кодирование– преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, то есть двоичный код.

Декодирование– преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

С точки зрения технической реализации использование двоичной системы счисления для кодирования информации оказалось намного более простым, чем применение других способов. Действительно, удобно кодировать информацию в виде последовательности нулей и единиц, если представить эти значения как два возможных устойчивых состояния электронного элемента:

0 – отсутствие электрического сигнала;

1 – наличие электрического сигнала.

Эти состояния легко различать. Недостаток двоичного кодирования – длинные коды. Но в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных.

Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.

^ Аналоговый и дискретный способ кодирования

Человек способен воспринимать и хранить информацию в форме образов (зрительных, звуковых, осязательных, вкусовых и обонятельных). Зрительные образы могут быть сохранены в виде изображений (рисунков, фотографий и так далее), а звуковые — зафиксированы на пластинках, магнитных лентах, лазерных дисках и так далее.
Информация, в том числе графическая и звуковая, может быть представлена в аналоговой или дискретной форме. При аналоговом представлении физическая величина принимает бесконечное множество значений, причем ее значения изменяются непрерывно. При дискретном представлении физическая величина принимает конечное множество значений, причем ее величина изменяется скачкообразно.

Примером аналогового представления графической информации может служить, например, живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно, а дискретного– изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета. Примером аналогового хранения звуковой информации является виниловая пластинка (звуковая дорожка изменяет свою форму непрерывно), а дискретного– аудиокомпакт-диск (звуковая дорожка которого содержит участки с различной отражающей способностью).

Преобразование графической и звуковой информации из аналоговой формы в дискретную производится путем дискретизации, то есть разбиения непрерывного графического изображения и непрерывного (аналогового) звукового сигнала на отдельные элементы. В процессе дискретизации производится кодирование, то есть присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода.

Дискретизация– это преобразование непрерывных изображений и звука в набор дискретных значений в форме кодов.

^ Кодирование изображений

Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования.

Кодирование растровых изображений

Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов. Пиксель– минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.

В процессе кодирования изображения производится его пространственная дискретизация. Пространственную дискретизацию изображения можно сравнить с построением изображения из мозаики (большого количества маленьких разноцветных стекол). Изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты (точки), причем каждому фрагменту присваивается значение его цвета, то есть код цвета (красный, зеленый, синий и так далее).

Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0).

Для четырех цветного – 2 бита.

Для 8 цветов необходимо – 3 бита.

Для 16 цветов – 4 бита.

Для 256 цветов – 8 бит (1 байт).

Качество изображения зависит от количества точек (чем меньше размер точки и, соответственно, больше их количество, тем лучше качество) и количества используемых цветов (чем больше цветов, тем качественнее кодируется изображение).

Для представления цвета в виде числового кода используются две обратных друг другу цветовые модели: RGB или CMYK. Модель RGB используется в телевизорах, мониторах, проекторах, сканерах, цифровых фотоаппаратах… Основные цвета в этой модели: красный (Red), зеленый (Green), синий (Blue). Цветовая модель CMYK используется в полиграфии при формировании изображений, предназначенных для печати на бумаге.

Цветные изображения могут иметь различную глубину цвета, которая задается количеством битов, используемых для кодирования цвета точки.

Если кодировать цвет одной точки изображения тремя битами (по одному биту на каждый цвет RGB), то мы получим все восемь различных цветов.


R

G

B

Цвет

1

1

1

Белый

1

1

0

Желтый

1

0

1

Пурпурный

1

0

0

Красный

0

1

1

Голубой

0

1

0

Зеленый

0

0

1

Синий

0

0

0

Черный

На практике же, для сохранения информации о цвете каждой точки цветного изображения в модели RGB обычно отводится 3 байта (то есть 24 бита) - по 1 байту (то есть по 8 бит) под значение цвета каждой составляющей. Таким образом, каждая RGB-составляющая может принимать значение в диапазоне от 0 до 255 (всего 28=256 значений), а каждая точка изображения, при такой системе кодирования может быть окрашена в один из 16 777 216 цветов. Такой набор цветов принято называть True Color (правдивые цвета), потому что человеческий глаз все равно не в состоянии различить большего разнообразия.

Для того чтобы на экране монитора формировалось изображение, информация о каждой точке (код цвета точки) должна храниться в видеопамяти компьютера. Рассчитаем необходимый объем видеопамяти для одного из графических режимов. В современных компьютерах разрешение экрана обычно составляет 1280х1024 точек. Т.е. всего 1280 * 1024 = 1310720 точек. При глубине цвета 32 бита на точку необходимый объем видеопамяти: 32 * 1310720 = 41943040 бит = 5242880 байт = 5120 Кб = 5 Мб.

Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.

Кодирование векторных изображений

Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами. Кодирование зависит от прикладной среды.

Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объем.

Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества.

^ Графические форматы файлов

Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия).

Наиболее популярные растровые форматы:

BMP

GIF

JPEG

TIFF

PNG

Bit MaP image (BMP)– универсальный формат растровых графических файлов, используется в операционной системе Windows. Этот формат поддерживается многими графическими редакторами, в том числе редактором Paint. Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями.

Tagged Image File Format (TIFF)– формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Включает в себя алгоритм сжатия без потерь информации. Используется для обмена документами между различными программами. Рекомендуется для использования при работе с издательскими системами.

Graphics Interchange Format (GIF)– формат растровых графических файлов, поддерживается приложениями для различных операционных систем. Включает алгоритм сжатия без потерь информации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз. Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее) и рисунков (типа аппликации) с ограниченным количеством цветов (до 256). Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Portable Network Graphic (PNG)– формат растровых графических файлов, аналогичный формату GIF. Рекомендуется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Joint Photographic Expert Group (JPEG)– формат растровых графических файлов, который реализует эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для отсканированных фотографий и иллюстраций. Алгоритм сжатия позволяет уменьшить объем файла в десятки раз, однако приводит к необратимой потере части информации. Поддерживается приложениями для различных операционных систем. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

^ Двоичное кодирование звука

Использование компьютера для обработки звука началось позднее, нежели чисел, текстов и графики.

Звук– волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.

Звуковые сигналы в окружающем нас мире необычайно разнообразны. Сложные непрерывные сигналы можно с достаточной точностью представлять в виде суммы некоторого числа простейших синусоидальных колебаний.

Причем каждое слагаемое, то есть каждая синусоида, может быть точно задана некоторым набором числовых параметров – амплитуды, фазы и частоты, которые можно рассматривать как код звука в некоторый момент времени.

В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация– непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды.

Таким образом непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется на дискретную последовательность уровней громкости.

Каждому уровню громкости присваивается его код. Чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание.

Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.

Частота дискретизации– количество измерений уровня сигнала в единицу времени.

Количество уровней громкости определяет глубину кодирования. Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука. При этом количество уровней громкости равно N = 216 = 65536.

^ Представление видеоинформации

В последнее время компьютер все чаще используется для работы с видеоинформацией. Простейшей такой работой является просмотр кинофильмов и видеоклипов. Следует четко представлять, что обработка видеоинформации требует очень высокого быстродействия компьютерной системы.

Что представляет собой фильм с точки зрения информатики? Прежде всего, это сочетание звуковой и графической информации. Кроме того, для создания на экране эффекта движения используется дискретная по своей сути технология быстрой смены статических картинок. Исследования показали, что если за одну секунду сменяется более 10-12 кадров, то человеческий глаз воспринимает изменения на них как непрерывные.

Казалось бы, если проблемы кодирования статической графики и звука решены, то сохранить видеоизображение уже не составит труда. Но это только на первый взгляд, поскольку, как показывает разобранный выше пример, при использовании традиционных методов сохранения информации электронная версия фильма получится слишком большой. Достаточно очевидное усовершенствование состоит в том, чтобы первый кадр запомнить целиком (в литературе его принято называть ключевым), а в следующих сохранять лишь отличия от начального кадра (разностные кадры).

Существует множество различных форматов представления видеоданных.

В среде Windows, например, уже более 10 лет (начиная с версии 3.1) применяется формат Video for Windows, базирующийся на универсальных файлах с расширением AVI (Audio Video Interleave – чередование аудио и видео).

Более универсальным является мультимедийный формат Quick Time, первоначально возникший на компьютерах Apple.
^ Содержание работы:

Вариант №__

Задание №1. Используя таблицу символов, записать последовательность десятичных числовых кодов в кодировке Windows для своих ФИО, названия улицы, по которой проживаете. Таблица символов отображается в редакторе MS Word с помощью команды: вкладка Вставка→Символ→Другие символы




В поле Шрифт выбираете Times New Roman, в поле из выбираете кириллица. Например, для буквы «А» (русской заглавной) код знака– 192.
Пример:

И

В

А

Н

О

В




А

Р

Т

Е

М

200

194

192

205

206

194




192

208

210

197

204




П

Е

Т

Р

О

В

И

Ч

207

197

210

208

206

194

200

215


Выполнение задания №1


































































































































































































































































^ Задание №2. Используя стандартную программу БЛОКНОТ, определить, какая фраза в кодировке Windows задана последовательностью числовых кодов и продолжить код. Запустить БЛОКНОТ. С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише ALT ввести код, отпустить клавишу ALT. В документе появиться соответствующий символ.

^ Выполнение задания №2

















































0255




0243

0247

0243

0241

0252




0226




0225

0232

0234




0239

0238











































0241

0239

0229

0246

0232

0235

0224

0252

0237

0238

0241

0242

0232




заполнить верхнюю строку названием специальности


























^ Задание №3. Заполнить пропуски числами:






  1. Кбайт

    =

    байт

    =

    бит






  2. Кбайт

    =

    байт

    =

    бит






Кбайт

=

байт

=

бит


Решения:


Задание №4. Перевести десятичное число в двоичную систему счисления и сделать проверку:







Задание №5. Записать в развернутой форме восьмеричное число и, произведя вычисления, выразить в десятичной системе счисления:




















Задание №6. Ответить на вопросы:

  1. Что такое информация?




  1. Перечислить свойства информации.




  1. Какие виды информации Вы знаете?




  1. Приведите примеры аналогового представления графической информации.




  1. Что такое пиксель?




  1. Что такое система счисления?




  1. Напишите правило перевода десятичных чисел в двоичный код.




  1. Перечислите единицы измерения информации.





^ Задание №7. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:














^ Лабораторная работа №4

Тема: Среда программирования

Цель: изучить среду программирования на примере Qbasic, отработать навыки вычисления арифметических выражений в Qbasic, научиться составлять простейшие программы.
^ Теоретические сведения к лабораторной работе

Основные понятия языка Qbasic

Программа – это набор машинных команд, которые следует выполнить компьютеру для реализации того или иного алгоритма.

Иными словами, программа – это форма представления алгоритма для исполнения его машиной.

Под языком программирования (ЯП) понимают совокупность средств и правил представления алгоритма в виде, приемлемом для компьютера.

Команды на языке программирования называются операторами

Чтобы начать работу с QBasic, надо запустить программу QBasic.exe. (Команда: Пуск→Мой компьютер→Локальный диск С→папка Qbasic→файл QB)

После запуска QBasic на экране появится окно:

П
осле написания программы, чтобы ее просмотреть, надо нажать клавишу F5. программа будет исполнена в случае отсутствия синтаксических ошибок. При допуске ошибки после запуска программы на экране появится окно с сообщением об ошибке. Можно выбрать кнопку Справка, чтобы получить информацию о допущенной ошибке, либо нажать клавишу Enter или Esc. После осуществляется возврат в окно редактирования, где курсор будет находиться в том месте, где была допущена ошибка. После исправления ошибок можно запустить программу с места, где она прервалась– F5, запустить программу сначала– Shift+F5. нажатием клавиши Alt осуществляется попадание в меню.

Для перехода на русский язык предназначено правое сочетание клавиш Ctrl+Shift, на английскийлевое сочетание клавиш Ctrl+Shift

Алфавит QBasic содержит в себе следующие символы:

  1. заглавные буквы латинского алфавита;

  2. арабские цифры;

  3. разделители; , ; . : ' (апостроф) " ( ) % (целая величина), & (длинное целое число), (пробел), ! (признак вещественной величины), # (признак второй точности), $ (текстовая величина);

  4. знаки арифметических операций: +, -, *, / (деление), ^ (возведение в степень), \ (деление нацело), «МОД» (деление по модулю);

  5. знаки операций отношений: >, <, =, < > (не равно), > =,< =.


Если необходимо вычислить значение арифметического выражения или нескольких арифметических выражений, то необязательно составлять программу. Можно использовать ЭВМ в режиме непосредственного счета.

Для этого не нужно делать никаких специальных переходов, потому что при включении ЭВМ находится в этом режиме.

Для того чтобы произвести вычисления, достаточно после оператора PRINT набрать нужное выражение.

пример: Нахождение значения арифметического выражения в QBasic будет выглядеть следующим образом–

^ PRINT 23*456-12/35+ SQR(56)

После запуска программы на исполнение нажатием клавиши F5 будет получено значение данного арифметического выражения: 10495.14.

Оператор PRINT в QBasic предназначен для вывода данных на экран. Если после оператора ^ PRINT взять любую последовательность символов в кавычки, то эта последовательность и будет выведена на экран.

пример:

PRINT «Я учусь в Белгородском индустриальном колледже»

На экране получится:
^ Составление простейших программ

Для составления простейших (линейных) программ на языке QBasic используются следующие операторы:


REM

Оператор-комментарий для названия программы

INPUT

Оператор ввода исходных данных

X=A

Читается «переменной X присваивается значение переменной А»

Оператор присваивания

PRINT

Оператор вывода искомых данных

END

Оператор завершения программы


пример: Написать программу вычисления выражения при .

Программа

REM Вычисление выражения

x=3

y=TAN(3*x)*SIN(2*x)

PRINT «Значение выражения =»; y

END
Содержание работы:

Вариант №__

Задание №1. Написать программу для нахождения значения арифметического выражения:




записать условие задачи


Программа:

__________________________________________________________________

Ответ: __________
Задание №2. Написать программу, которая выведет на экран Ваши ФИО и адрес местожительства.
Программа:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
^ Задание №3. Написать программу вычисления выражения:




записать условие задачи

Программа:

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________
Ответ: __________

Задание №4. Ответить на вопросы:

  1. Что такое программа?




  1. Что называется оператором?




  1. Как осуществляется просмотр результата программы в Qbasic?




  1. Для чего предназначен оператор INPUT в Qbasic?




  1. Как найти значение арифметического выражения в Qbasic?





^ Задание №5. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:











^ Лабораторная работа №5

Тема: Тестирование готовой программы

Цель: изучить на основе готовой программы операторы разветвляющейся структуры языка QBasic и научиться составлять простейшие программы с использованием операторов условного и безусловного перехода.
^ Теоретические сведения к лабораторной работе

1. Определение разветвляющейся программы

Разветвляющейся называется программа, которая является записью разветвляющегося алгоритма, то есть выбирается один из нескольких возможных вариантов вычислительного процесса.

В разветвляющихся программах часто требуется обеспечить иной порядок выполнения операторов в отличие от линейных программ. Для этой цели служат операторы передачи управления.

Рассмотрим 2 из них.

^ 2. Виды операторов передачи управления

  1. Оператор безусловного перехода– служит для перехода из одной строки программы к другой.

Общий вид оператора:

GOTO n

Где GOTO – имя оператора («перейти к…»)

n – метка

В качестве метки используются натуральные числа с двоеточием после них. Метка указывается только в начале строки. Если в строке программы несколько операторов, то нельзя ставить метку перед вторым.

Например: программа, рисующая на экране 3 символа звездочки по диагонали.

CLS

1: PRINT “*”

^ PRINT “ *”

PRINT “ *”

GOTO 1


Ctrl+Break – прерывание выполнения программы

  1. Оператор условного перехода– обеспечивает в программе проверку условий и организацию ветвления.

При рассмотрении условного оператора потребуются понятия «отношение» и «логическое выражение».

Условные выражения – символьная запись, составленная из переменных, чисел, функций, строк символов.

Примеры:

  1. a>f;

  2. x<=a^2-5*a;

  3. «информатика»<> «математика».



Знаками отношения в условных выражениях служат: =, >, <, < >, >=, <=.

Логические выражения – условные выражения, которые соединяются между собой знаками логических операций: AND(«и», конъюнкция) OR(«или», дизъюнкция) NOT(отрицание).
Примеры:

  1. x>-4 OR x<7;

  2. x<=a^2-5*a AND y>=4;


Общий вид оператора:

Полная форма записи

IF <условие> THEN P1 ELSE P2

Сокращенная форма записи

IF <условие> THEN P1

Где IF – имя оператора («если…»)

THEN– имя оператора («то…»)

ELSE– имя оператора («иначе…»)

<условие> – логическое выражение

P1, P2– группа операторов

Например:

  1. IF x<y THEN a=x ELSE a=y

  2. IF (2<=x) AND (x<=10) THEN y=SIN(x)

  3. Тестирование готовой программы

Задача №1: составить программу для вычисления значения функции .

Для того чтобы вычислить значение функции, сначала необходимо проверить условие . Согласно определению условного выражения данное условие является простым.

Для составления программы будем использовать полную форму записи оператора условного перехода (^ IF <условие> THEN P1 ELSE P2).

После оператора IF записывают проверяемое условие (для данной задачи–это условие x-4<>0), после оператора THEN записывают выполнения действий, удовлетворяющие проверяемому условию (для данной задачи–это y=1/(x-4)– оператор присваивания). А после оператора ELSE запишем вывод сообщения о неопределенности функции.

Программа будет выглядеть следующим образом:


CLS

Очистка экрана от предыдущих значений

REM Вычисление значения функции

Название программы

INPUT «Введем произвольное значение x»; x

Осуществляется ввод исходных данных: значение переменной x

^ IF x-4<>0 THEN y=1/(x-4): GOTO 1 ELSE GOTO 2

Смотрите примечание 1

1 PRINT «Значение функции =»; y: GOTO 3

Осуществляется вывод искомых данных: значение функции y и переход к завершению программы

^ 2 PRINT «Функция y не определена»: GOTO 3

Осуществляется вывод сообщения и переход к завершению программы

3 END

Завершение программы


Примечание 1: После оператора IF указано проверяемое условие, после оператора THEN– вычисление функции по указанной формуле и переход (с помощью оператора безусловного перехода GOTO) к строке вывода искомого значения функции y. А после оператора ELSE указан переход к строке вывода сообщения «Функция y не определена». Обратите внимание: в начале каждой строки вывода стоят соответствующие метки.
Примечание 2: после запуска программы на исполнение нажатием клавиши F5 на экране появится подсказка оператора ввода «Введем произвольное значение x» и знак ?, после которого необходимо ввести произвольное значение переменной x. Затем нажатием клавиши Enter получаем искомый результат–значение функции y.

Задача №2: составить программу для вычисления значения функции по одной из формул

Программа:

CLS

REM Значение функции

INPUT «Введите a, b, x»; a, b, x

IF x<10 THEN y=x+a: goto 1 ELSE y=SIN(x)-b: goto 1

1 PRINT “y=”; y

END
Содержание работы:

Вариант №__

Задание №1. Протестировать программу для задачи №1 и записать свои данные в таблицу:


Значения переменной x

Значения функции y




















^ Задание №2. Составить программу, которая в зависимости от введённого числа либо вычисляет функцию, либо выдаёт сообщение, что функция не определена.

Условие задачи:________________________________________________

_______________________________________________________________

Программа:






















Записать свои данные в таблицу:

Значения исходных данных

Значения функции y




















^ Задание №3. Протестировать программу для задачи №2 и записать свои данные в таблицу:


Значения переменной x

Значения функции y




















^ Задание №4. Составить программу для решения задачи.

Условие задачи:________________________________________________

_______________________________________________________________

Программа:























Записать свои данные в таблицу:

Значения исходных данных

Значения функции y



















^ Задание №5. Ответить на вопросы:

  1. Какая программа называется разветвляющейся?




  1. Укажите общий вид оператора условного перехода в Qbasic?




  1. Укажите общий вид оператора безусловного перехода в Qbasic?




  1. Что указывается после оператора IF?




  1. Какое выражение называется условным?




  1. Какие данные являются исходными для задачи?





Задание №6. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:

















^ Лабораторная работа №6

Тема: Программная реализация несложного алгоритма

Цель: закрепить навыки создания разветвляющихся программ и научиться составлять более сложные программы с использованием операторов условного и безусловного перехода.
^ Теоретические сведения

Рассмотреть решение задач.

Задача №1: составить программу для вычисления значения функции по одной из формул

Программа:

CLS

REM Значение функции

INPUT «Введите a, b, k»; a, b, k

IF a<=-1 THEN y=k+a: goto 1 ELSE goto 2

2 IF (a>-1) AND (a<1) THEN y=SIN(a)-b: goto 1 ELSE y=ABS(1-a): goto 1

1 PRINT “y=”; y

END

Задача №2: составить программу для нахождения наименьшего из двух заданных неравных чисел отличных от нуля.

Программа:

CLS

REM Определение наименьшего числа

INPUT «Введите a, b»; a, b

IF a<b^ THEN PRINT “a– наименьшее”:goto 1 ELSE PRINT “b– наименьшее”:goto 1

1 END
Содержание работы:

Вариант №__

Задание №1. Протестировать программу для задачи №1 и записать свои данные в таблицу:


Значения переменной x

Значения функции y




















^ Задание №2. Составить программу для вычисления значения функции по одной из формул.

Условие задачи:________________________________________________

Программа:

























Записать свои данные в таблицу:

Значения исходных данных

Значения искомых данных




















^ Задание №3. Составить программу для вычисления значения функции по одной из формул.

Условие задачи:________________________________________________

Программа:

























Записать свои данные в таблицу:

Значения исходных данных

Значения искомых данных




















^ Задание №4. Протестировать программу для задачи №2 и записать свои данные в таблицу:


Значения переменной x

Значения функции y




















^ Задание №5. Составить программу для решения задачи.

Условие задачи:________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Программа:

























Записать свои данные в таблицу:

Значения исходных данных

Значения искомых данных




















^ Задание №6. Ответить на вопросы:

  1. Какая программа называется разветвляющейся?




  1. Для чего предназначен оператор IF…THEN…ELSE в Qbasic?




  1. Для чего предназначен оператор GOTO в Qbasic?




  1. Для чего предназначен оператор INPUT в Qbasic?




  1. Какие данные являются исходными для задачи?





Задание №7. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:


















^ Лабораторная работа №7

Тема: Программная реализация несложного алгоритма

Цель: изучить на основе готовой программы операторы циклической структуры языка QBasic и научиться составлять программы с использованием операторов цикла «ДО» и «ПОКА».
^ Теоретические сведения к лабораторной работе

  1. Определение циклической программы

Если необходимо выполнить одинаковые действия, в которых изменяется только какая-либо величина, то применяются операторы цикла.

Циклической называется программа, которая является записью циклического алгоритма, то есть получение результата обеспечивается многократным выполнением одних и тех же действий.

  1. ^ Виды операторов цикла

  • Оператор цикла «ДО»

Общий вид оператора:

FOR K=Kнач TO Kкон STEP ∆K

Заголовок цикла

P

^ Тело цикла (перечень операторов)

NEXT K

Окончание цикла


Где FOR – имя оператора («ДЛЯ»)

K – переменная, называемая параметром цикла

Kнач– начальное значение параметра цикла

Kкон– конечное значение параметра цикла

∆K– шаг изменения параметра цикла

^ TO– имя оператора («ДО»)

STEP– имя оператора («ШАГ»)

NEXT– имя оператора («СЛЕДУЮЩИЙ»)

Работа оператора: изменение параметра происходит в строке NEXT, там же происходит сравнение с конечным значением. Если условие выполняется, то программа возвращается на строку, стоящую после оператора FOR, если не выполняется, то на строку, следующую за NEXT.

  • Оператор цикла «ПОКА

Общий вид оператора:

^ WHILE <условие>

Заголовок цикла

P

Тело цикла (перечень операторов)

WEND

^ Окончание цикла

Где WHILE – имя оператора («ПОКА»)

<условие>– условие окончания цикла (логическое выражение)

P – группа операторов, включающая рабочий блок циклического алгоритма и блок изменения переменных

^ WEND – оператор, завершающий цикл

Работа оператора: сначала следует оператор WHILE с условием, при котором цикл выполняется. Оператор WEND является последней строкой цикла. Доходя до оператора WEND, проверяется выполнение условия, указанного после оператора WHILE. Если оно не выполняется, то программа переходит к исполнению операторов, следующих за WEND.

Если ∆K=1, то конструкцию STEP можно опустить.

  1. Тестирование готовой программы

Задача №1: составить программу для вычисления суммы чисел первой сотни, которые делятся на 3.

^ Решение задачи:

Определяем:

Параметр цикла – переменная x;

Начальное значение параметра цикла – x:=3;

Конечное значение параметра цикла – x:=99;

Начальное значение суммы – y:=0;

Рабочий блок – y:=y+x

Проверка окончания цикла – x<99;

Формула изменения параметра цикла – x:=x+3.

Программа будет выглядеть следующим образом:

цикл типа «ДО»

CLS

Очистка экрана от предыдущих значений

REM Произведение

Название программы

y=0

Начальное значение суммы

FOR x=3 TO 99 STEP 3

Начало цикла «ДО», указывается начальное значение параметра цикла x=3, конечное значение параметра цикла 99 и шаг изменения параметра цикла

y=y+x

Вычисление суммы чисел

NEXT x

Завершение цикла «ДО»

PRINT “сумма y=”; y

Вывод искомой суммы

END

Завершение программы


цикл типа «ПОКА»

CLS

Очистка экрана от предыдущих значений

REM Произведение

Название программы

y=0: x=3

Начальное значение суммы и параметра цикла

WHILE x<=99

Начало цикла «ПОКА»

y=y+x

Вычисление суммы чисел

x=x+3

Изменение параметра цикла с указанием шага параметра

WEND

Завершение цикла «ПОКА»

PRINT “ сумма y=”; y

Вывод искомой суммы

END

Завершение программы


Задача №2: составить программу для вычисления значения суммы .

Решение задачи:

Определяем:

  1. Параметр цикла – переменная k;

  2. Начальное значение параметра цикла – k:=4;

  3. Конечное значение параметра цикла – k:=12;

  4. , где S – промежуточная сумма и .

  5. Начальное значение промежуточной суммы – S:=0;

  6. Рабочий блок –.

  7. Проверка окончания цикла – ;

  8. Формула изменения параметра цикла – k:=k+1.

цикл типа «ДО»

CLS

Очистка экрана от предыдущих значений

REM Сумма

Название программы

INPUT «Введите x»; x

Ввод исходных данных

IF x=4 THEN GOTO 1 ELSE GOTO 2

Проверка знаменателя на 0, если знаменатель равен нулю, то осуществляется переход к завершению программы, если не равен нулю– то к строке начала цикла

2 S=0

Начальное значение суммы

FOR k=4 TO 12 STEP 1

Начало цикла «ДО», указывается начальное значение параметра цикла k=4, конечное значение параметра цикла 12 и шаг изменения параметра цикла

S=S+x^2*(k+1)/(x-4)

Вычисление промежуточной суммы

NEXT k

Завершение цикла «ДО»

z=31*x^2+5*S

Вычисление итоговой суммы

^ PRINT “Сумма z=”; z

Вывод искомой суммы

1: END

Завершение программы


цикл типа «ПОКА»

CLS

Очистка экрана от предыдущих значений

REM Сумма

Название программы

INPUT «Введите x»; x

Ввод исходных данных

IF x=4 THEN GOTO 1 ELSE GOTO 2

Проверка знаменателя на 0, если знаменатель равен нулю, то осуществляется переход к завершению программы, если не равен нулю– то к строке начала цикла

2 S=0: k=4

Начальное значение суммы и параметра цикла

WHILE k<=12

Начало цикла «ПОКА»

S=S+x^2*(k+1)/(x-4)

Вычисление промежуточной суммы

k=k+1

Изменение параметра цикла с указанием шага параметра

WEND

Завершение цикла «ПОКА»

z=31*x^2+5*S

Вычисление итоговой суммы

^ PRINT “Сумма z=”; z

Вывод искомой суммы

1: END

Завершение программы

Содержание работы:

Вариант №__

Задание №1. Составить программу для решения задачи, используя цикл «ДО».

Условие задачи:________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Программа:






































Ответ:_______

Задание №2. Составить программу для вычисления значения суммы, используя цикл «ПОКА»:





Программа:





































Записать свои данные в таблицу:

Значения исходных данных

Значения искомых данных



















^ Задание №3. Ответить на вопросы:

  1. Какая программа называется циклической?




  1. Что указывается после оператора FOR в Qbasic?




  1. Для чего предназначен оператор WEND в Qbasic?




  1. Как переводится оператор WHILE в Qbasic на русский язык?




  1. Какие данные являются исходными для задачи №2, а какие искомыми?






^ Задание №4. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:

















^ Лабораторная работа №8

Тема: Проведение исследования на основе готовой компьютерной модели

Цель: провести исследование на основе готовой компьютерной модели, изучить на основе готовой программы графические операторы языка QBasic и научиться составлять простейшие программы с использованием графических операторов.
^ Теоретические сведения к лабораторной работе

Графические возможности BASIC

Монитор– это электронное устройство, для отображения информации, вводимой в ЭВМ или выводимой из ЭВМ. Мониторы могут работать в двух режимах: текстовом и графическом. Каждый элемент экрана может иметь свой цвет.

Для выполнения графических операций в BASIC имеются специальные операторы, обеспечивающие изображение определенных геометрических фигур или их элементов. В каждом таком операторе описывается вид фигуры и ее параметры: размеры и положение на экране.

Для перехода в графический режим в BASIC необходимо в начале программы указать команду SCREEN 9. вообще этот оператор имеет несколько форматов (0-текстовый режим, 1- с разрешением 320*200, 2- с разрешением 640*200, 9- с разрешением 640*350)

^ Характеристика экрана

В режиме SCREEN 9 экран представляет собой координатную сетку с началом в левом верхнем углу, вправо от которого увеличивается координата x, а вниз- координата y.

Основные графические операторы языка BASIC

  1. ^ COLOR I, F– оператор, задающий цвет, где F-цвет фона (номер), I-цвет изображения (номер).

Таблица цветов


0- черный

1- синий

2- зеленый

3- голубой

4- красный

5- розовый

6- коричневый

7- светло серый

8- темно-серый

9- темно-синий

10- ярко-зеленый

11- ярко-голубой

12- ярко-красный

13- ярко-розовый

14- желтый

15- белый


  1. PSET (x, y), c– оператор, изображающий точку с координатами (x, y), где c- цвет точки.

  2. LINE (х1, у1)-(х2, у2), c–оператор, изображающий отрезок прямой (х1, у1)- начало отрезка (х2 ,y2)- конец отрезка, c- номер цвета.

  3. LINE (х1, у1)-(х2, у2), c, B– оператор, изображающий прямоугольник со сторонами, параллельными осями координат. (х1, у1)-координаты левой верхней вершины (х2, у2)- координаты правой нижней, c- номер цвета.

  4. LINE (х1, у1)-(х2, у2), c, BF– оператор, изображающий закрашенный прямоугольник, c- номер цвета. Параметры B и BF не принимают никаких значений.

  5. CIRCLE (х, у), R, c–оператор, изображающий окружность, где (х, у) - координаты центра окружности, R- радиус окружности, c- номер цвета окружности.

  6. ^ CIRCLE (х, у), R, c ,,, k– оператор, изображающий эллипс, где (х,у) -координаты центра окружности, из которой эллипс получается, R- радиус окружности, c- номер цвета окружности, k– значение коэффициента сжатия.




при 0<k<1 эллипс принимает вид:

при k>0 эллипс принимает вид:

  1. CIRCLE (х, у), R, c, a, b– оператор, изображающий дугу окружности (дуга строится от угла а к углу b), R- радиус окружности, c- номер цвета окружности, углы выражаются в радианах (например, )



  1. CIRCLE (х, у), R, c, a, b, k– оператор, изображающий дугу эллипса.

  2. PAINT (x, y), c1, c2– оператор, закрашивающий контуры, где (х, у)- координаты любой точки внутри закрашиваемого контура, с1 - цвет, которым закрашивается контур, с2 - цвет самого контура.

  3. ^ WINDOW (X1, Y1)- (X2, Y2)– оператор, устанавливающий новую систему координат, где левый нижний угол экрана получает координаты (x1, y1), а правый верхний- (x2, y2).

Так будет расположена система координат на экране после выполнения операторов

W^ INDOW (0, 0)- (640, 350)


WINDOW (-320, -175)- (320, 175)

Тестирование готовой программы

Задача №1: в центре экрана построить график функции для x, изменяющегося от до с шагом 0,01.
Программа:


CLS

Очистка экрана от предыдущих значений

SCREEN 9

Переход в графический режим

^ WINDOW (-3.14*6, -6)-( 3.14*6, 6)

Перемещение начала координат в центр экрана

LINE (-3.14*6, 0)-( 3.14*6, 0), 3

Изображение горизонтальной оси координат

LINE (0, -6)-(0, +6), 3

Изображение вертикальной оси координат

FOR X=-3.14*6 TO 3.14*6 STEP 0.001

Начало цикла изображения точек данной функции, где X=-3.14*6– первая точка графика, X=3.14*6– последняя точка графика

PSET (X, 2*SIN(X)+3), 5

Изображение точек графика данной функции

NEXT X

Завершение цикла

END

Завершение программы


Содержание работы:

Вариант №__

Задание №1. Составить программу для построения графика функции для x, изменяющегося от до с шагом 0,001.

Условие задачи:________________________________________________

Программа:



























  1   2   3   4   5



Скачать файл (2786.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации