Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Рабочая программа и методические рекомендации по выполнению контрольных работ (ИСУ) - файл 1.doc


Рабочая программа и методические рекомендации по выполнению контрольных работ (ИСУ)
скачать (1326.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1327kb.19.11.2011 09:47скачать

содержание

1.doc

  1   2






Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства







ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Рабочая программа и методические рекомендации

по выполнению контрольных работ

для студентов специальности

080507 «Менеджмент организации»


УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по

учебной и воспитательной

работе










Екатеринбург

2008
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом

Европейско-Азиатского института управления и предпринимательства


Составитель: Шарапов А. И.

ãЕвропейско-Азиатский институт управления и

предпринимательства, 2008

Извлечение из Государственного образовательного стандарта
^ СД.08 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека; объект и предмет исследования; системный анализ в исследовании управления; разработка гипотезы и концепции исследования системы управления; функциональная роль исследования в развитии систем управления; логический аппарат исследования систем управления; приемы анализа и обоснования; состав и выбор методов исследования систем управления; исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования; тестирование в исследовании систем управления; параметрическое исследование и факторный анализ систем управления; социологические исследования систем управления; экспертные оценки в исследовании систем управления; рефлексионное исследование систем управления; планирование процесса исследования систем управления; организация процесса исследования систем управления; научная и практическая эффективность исследования; диагностика систем управления.
Значимость системы управления в достижении целей и решении задач, стоящих перед организациями, нельзя переоценить, а значит, специалисты в области менеджмента должны обладать знаниями, умениями и навыками их исследования. Квалифицированно проведённые исследовательская деятельность способствует развитию теории и практики построения новых и совершенствования действующих СУ, создают условия их более эффективного функционирования в дальнейшем.

Дисциплина «Исследование систем управления» - одна из основных для студентов, обучающихся по специальности «Менеджер организации». Она основывается на материалах курсов «Менеджмент», «Статистика», «Информационные системы управления», «Экономико-математические методы и модели» и ряде других, являясь базой для усвоения специальных дисциплин соответствующих специальностей, а также для ряда элективных дисциплин. Кроме того, учебную дисциплину «Исследование систем управления» непосредственно или основные её вопросы в рамках других дисциплин наряду со студентами вузов изучают почти во всей системе повышения квалификации и послевузовского образования.

Предметом данной дисциплины выступают процессы исследования СУ, их подсистем и элементов применительно к организациям различного иерархического уровня материальных и нематериальных отраслей национального хозяйства.

Учебная программа подготовлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом. При этом программа учитывает все дидактические единицы обязательного минимума программы, приведённые в разделе «Специальные дисциплины» ГОСа по специальности «Менеджмент организации» и некоторых других. А именно:

  • Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека;

  • объект и предмет исследования;

  • практическая формула диалектического подхода к исследованию;

  • системный анализ в исследовании управления;

  • разработка гипотезы и концепции исследования системы управления;

  • функциональная роль исследования в развитии систем управления;

  • логический аппарат исследования систем управления;

  • приёмы анализа и обоснования;

  • состав и выбор методов исследования систем управления;

  • исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования;

  • диагностика систем управления;

  • параметрическое исследование;

  • факторный анализ систем управления;

  • социологические исследования систем управления;

  • экспертные оценки в исследовании систем управления;

  • рефлексионное исследование систем управления;

  • тестирование процесса исследования систем управления;

  • организация процесса исследования систем управления;

  • научная и практическая эффективность исследования.


При подготовке УМК широко использовались различные литературные и периодические издания, законодательные и подзаконные акты, стандарты различного статуса (международные, СНГ, ГОСТ Р, СТП), нормативно-методические и нормативно-технические документы и другие материалы, связанные с исследованием систем управления.

^ Цель и задачи изучаемой дисциплины
Цель: вооружить студентов знаниями, умениями и навыками проведения, планирования и организации исследования систем управления.
Задачи:

  • научить студентов теоретико-методологическим основам ИСУ;

  • познакомить с арсеналом методов ИСУ;

  • научить применять системный анализ в ИСУ;

  • заложить основы управленческой компетенции в сфере исследований различных действующих систем управления и совершенствовать их применительно к условиям рыночных отношений и конкуренции.


^ Требования к уровню освоения дисциплины.
По окончанию изучения курса «Исследование систем управления» студент должен:

-иметь представление о:

-месте и роли курса «Исследование систем управления» среди управленческих дисциплин;

-основных закономерностях и принципах научного исследования и изучения систем управления;

-о методах исследования, диагностики, оценивания и внедрения (реализации) результатов ИСУ.

Знать:

-основные категории, понятия и термины исследования систем управления;

-типологию и классификации методов исследования СУ;

-основные научные подходы (школы), изучающие вопросы исследования СУ.

Уметь:

-анализировать и прогнозировать становление, функционирование, совершенствование и развитие СУ;

-использовать системный подход для решения проблем управления;

-использовать проблемно-ориентированный анализ в прикладных исследованиях СУ;

-оценивать различные подходы и методики по решению реальных управленческих задач в условиях социально-экономического кризиса.
^ Структура учебного курса ИСУ и расчет учебных часов по темам.
УМК предназначен для студентов по специальности «Менеджмент организации». Представляет собой методическое пособие по изучению курса «Исследование систем управления» (ИСУ).

Программа курса построена на основе учебной программы курса «Исследование систем управления» включат в себя структуру учебной дисциплины, тематический план, содержание лекционного курса, планы семинарских занятий, перечень вопросов для подготовки к экзамену, список литературы.
Введение.

В программу подготовки специалистов «Менеджмент организации» в Государственный образовательный стандарт включена дисциплина «Исследование систем управления».

Курс «Исследование систем управления» является специальной управленческой дисциплиной, конкретизирующей вопросы управления общеметодологического характера.

Цель изучения курса – сформировать у студентов аналитико-проектировочную компетентность в сфере управленческой деятельности, включающую в себя освоение сложившихся технологий управления, формирование способностей творчески применять полученные знания, мотивировать к поиску новых форм организации управления.
Задачи курса:

  1. Освоить знания:

    • о роли и месте исследования систем управления в повышении эффективности функционирования и развития организаций;

    • о методах и приёмах исследования систем управления;

    • о планировании и организации процесса исследования систем управления;

    • о диагностике систем управления.

  2. Овладеть современными методиками исследования систем управления.

  3. Выработать методологические умения исследовать и оценивать системы управления, разрабатывать предложения и рекомендации по повышению эффективности управленческой деятельности.

  4. Учебный курс не только формирует научное представление об исследовательской деятельности, но и содержит практические рекомендации по её методическому обеспечению, организации и планированию.

Логика построения курса предоставляет предварительное рассмотрение ключевых категорий, связанных с пониманием роли, знания и методологии исследовательской деятельности в управлении.
Формы учебной работы студентов

Основные формы проведения занятий:

  • лекции;

  • практические занятия;

  • самостоятельная подготовка.


Лекции имеют своей целью разъяснение основных вопросов и базовых понятий курса.
Практические занятия имеют своей целью:

  • корректировка и закрепление знаний и умений, предусмотренных программой курса;

  • практическое освоение форм и методов исследовательской деятельности.


Самостоятельные занятия имеют своей целью:

  • изучение теоретических положений курса, необходимых для выработки умений;

  • закрепление знаний, полученных на аудиторных занятиях;

  • выполнение практических заданий.


Структура учебной дисциплины
Выписка из учебного плана специальности «Менеджмент организации»



Заочная форма обучения 3,5 года

Общий объём часов 100 ч., включая:

  • лекции – 16 ч.;

  • практические занятия – 8 ч.;

  • самостоятельная работа – 76 ч.;

  • форма контроля – зачёт.


Очная форма обучения 3,5 года

Общий объём часов 80 ч., включая:

  • лекции – 16 ч.

  • практические занятия – 16 ч.;

  • самостоятельная работа -48 ч.;

  • форма контроля – зачёт.


Заочная форма обучения 5,5 лет

Общий объём часов 100 ч., включая:

  • лекции—16 ч.,

  • практич. занятия—8 ч.;

  • самостоятельная работа –76 ч.;

  • форма контроля – зачёт.


Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Количество часов

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

Лекции

Практические занятия

часы

часы

часы

часы

^ Раздел 1. Методологические основы ИСУ













1.1 Системы управления как объект исследования.

2

2

6

10

1.2 Основные методологические положения ИСУ

2

-

8

10

1.3 Методологические подходы к ИСУ


-

-

4

4

1.4 Теоретические методы ИСУ


-

-

4

4

1.5 Логико-интуитивные методы ИСУ


-

2

2

4

1.6 Эмпирические методы ИСУ


-

-

4

4

1.7 Комплексно-комбинированные методы ИСУ

2

-

2

4

1.8 Требования к менеджерам исследовательского типа

-

-

2

2

1.9 Научная и практическая эффективность ИСУ

2

-

2

4

1.10 ИСУ в условиях кризиса. Система «Антикризис»

-

2

-

2

Итого по разделу:

8

6

34

48

^ Раздел 2. Методика и практика ИСУ













2.1 Планирование процесса ИСУ


2

-

8

10

2.2 Организация процесса ИСУ


2

-

4

6

2.3 Исследование процедур управления


-

-

4

4

2.4 Диагностика СУ


2

2

10

14

2.5 Социологические ИСУ


-

-

4

4

2.6.Исследование информационной подсистемы СУ организации

2

-

10

12

2.7. Оформление отчёта по ИСУ

-

-

2

2

Итого по разделу:


8

2

42

52

Итого по дисциплине:

16

8

76

100



Программа курса
Раздел 1. Методологические основы ИСУ
Тема 1.1. Системы управления как объект исследования.
Понятие «исследования» как процесса выработки новых знаний, как разновидности познавательной деятельности и как процесса получения знаний о возможностях исследуемых объектов. Исследования и их роль в развитии управленческих дисциплин.

Цели и уровни исследований.

Классификация исследований:

  • превентивные и описательные;

  • фундаментальные и прикладные;

  • уникальные и комплексные и т.д.

Основные характеристики исследования:

  • объективность;

  • воспроизводимость;

  • доказательность;

  • точность.

Теория длинных волн Н.Кондратьева.

Место систем управления в организациях. Содержание понятия «система». Классификация видов систем. Характеристика основных свойств систем. Классификация связей в системе. Модель системы организации (предприятия). Функциональная роль исследования в развитии систем управления.

Основные виды объектов ИСУ.
^ Тема 1.2 Основные методологические положения ИСУ.

Общие положения методологии ИСУ.

Виды исследований.

Принципы исследования.

Классификации методов ИСУ:

  • по направлениям их использования;

  • по способам и источнику получения информации об исследуемых объектах.

Практические методы.

Выбор методов исследования.

Концепция и разработка гипотезы ИСУ. Аксиомы исследования функционирующих СУ.
^ Тема 1.3 Методологические подходы к ИСУ

Виды методологий и возможные подходы к исследованию СУ.

Диагностический подход к исследованию.

Процессный подход к исследованию. Виды технологической реализации процессного подхода.

Ситуационный подход к ИСУ. Случаи использования ситуационного подхода.

Функциональный подход к ИСУ.

Рефлексивный подход к ИСУ.

Программно-целевой подход к ИСУ.

Региональный подход к ИСУ.

Системный подход к ИСУ. История развития системного подхода. Интегративно - конвергенциальный характер системного подхода. Теория и практика реализации системного анализа. Теория циклов и полные жизненные циклы организаций как систем.
Тема 1.4. Теоретические методы ИСУ
Основные базовые методы:

  • методы формализации;

  • аксиоматизации;

  • идеализации;

  • восхождение от абстрактного к конкретному;

  • моделирования;

  • проектирования.


Методы:

  • линейного программирования;

  • точечной интерпретации;

  • Монте-Карло (статистических испытаний).


Графические методы.

  1. Диаграммы:

  • Исикавы («рыбьего скелета»);

    • Э. Парето («20/80»);

    • разброса,

    • «радиационного вида»;

    • системная - древовидная;

    • матричная;

    • сетевая и др.

  1. Графики:

  • круговой;

  • ленточный;

  • Z – образный и др.




  1. Гистограммы:

  • с двухсторонней симметрией;

  • «двухгорбые» и др.


Тема 1.5. Логико-интуитивные методы ИСУ.

Основные положения методов. Сущность логических методов. Сущность интуитивных методов. Выбор стратегий интуитивного поиска.

Экспертные методы ИСУ. Методы анкетирования, ранжирования, непосредственного оценивания, сопоставления, парного сравнения.

Метод тестирования. Правила тестирования и формулирования тестов.

Метод «дерева» целей. Правила структуризации и формулирования целей, анализ целеполагания в СУ.

Метод ССВУ (сила – слабость, возможность – угроза).

Матричный метод Бостонской консультативной группы (БКГ). Развитие матрицы БКГ.

Методы творческих совещаний: «мозговая « атака, коллективного блокнота, контрольных вопросов, морфологического анализа, генерирования идей, анализа проблем, «6-3-5», деловые игры и др.
^ Тема 1.6. Эмпирические методы ИСУ.

Сущность основных базовых методов.

Методы наблюдения. Виды наблюдений. Классификатор затрат рабочего времени руководителя.

Метод изучения документации. Классификация документации. Описание персонального регламента и характеристик исполнителя-управленца. Опросы.

Метод сравнения.

Метод измерений.

Метод эксперимента.
^ Тема 1.7. Комплексно-комбинированные методы ИСУ.

Сущность основных базовых методов: абстрагирования, анализа и синтеза, диагностического анализа, прогностического анализа, дедукции и индукции.

Метод системного анализа и синтеза.

Методы факторного и корреляционного анализа.

Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Параметрический метод.

Квалиметрические методы.

Рейтинговые методы. Аудит как метод исследования СУ.
^ Тема 1.8. Требования к менеджерам исследовательского типа.

Роль и принципы поведения менеджеров при проведении ИСУ.

Основные требования к менеджерам исследовательского типа.

Модель профессиональной компетентности исследователя ИСУ.
^ Тема 1.9. Научная и практическая эффективность ИСУ.

Оценка уровня качества ИСУ. Требования к показателям оценки результатов ИСУ. Методика оценки уровня качества исследований.

Общие методологические подходы и принципы определения эффективности. Виды эффектов: социальные, экономические, политические, научно-технические, организационные, экологические, нравственно - духовные, антропологические, синергетические и др. Основные источники эффектов.

Главные показатели, используемые для расчетов эффективности СУ.
^ Тема 1.10. ИСУ в условиях кризиса. Система «Антикризис +».

Актуальность исследования систем управления кризисами. Сущность, цели и классификация методов антикризисного управления. Инструментарий исследований антикризисного управления (АКУ):

  • АКУ на основе стратегической инициативы;

  • Форвардное АКУ;

  • АКУ на основе теории игр;

  • АКУ информацией;

  • АКУ изменениями.

Концепция внутрисистемной устойчивости. Топология антикризисных решений.
Раздел 2. Методика и практика исследования систем управления.
Тема 2.1. Планирование процесса ИСУ.

Основные положения процесса планирования ИСУ: программа, план, принципы разработки планов исследования.

Основные положения бизнес-плана ИСУ. Цели и основные положения бизнес-плана.

Содержание разделов бизнес-плана ИСУ: общие положения, содержание основных разделов.

Организация разработки и оформление бизнес-плана ИСУ.
^ Тема 2.2. Организация процесса исследования систем управления.

Формы организации ИСУ. Основные условия проведения и участники ИСУ.

Основные формы организации ИСУ и их характеристика.

Консультирование как форма организации процесса ИСУ. Стадии выполнения процесса управленческого консалтинга.

Состав стадий и этапов ИСУ.

Состав и особенности работ на основных этапах ИСУ. Работы по системному совершенствованию и развитию СУ.

Источники получения информации для ИСУ. Основные операции по сбору информации для проведения исследования. Перечень источников информации о системе управления.

Методы используемые на каждой стадии исследования.

Заключение договора на проведение прикладного ИСУ.
^ Тема 2.3. Исследование процедур управления.

Характеристика процедур управления. Сущность и состав разделов процедур управления. Требования к оформлению и внедрению процедур управления. Порядок внесения изменений учёта, хранения и обращения процедур управления.

Основные положения исследования процедур управления. Структура типовой методической инструкции по разработке и внедрению процедур управления.
^ Тема 2.4. Диагностика систем управления.

Основные понятия по диагностике СУ. Виды диагностики. Группы методов диагностики. Определение приоритетности проблем и их причин. График проблем.

Методика диагностики систем управления. Технологическая схема проведения диагностических работ. Методы и инструментарии диагностики. Использование результатов диагностики.
^ Тема 2.5. Социологические исследования СУ и исследование управления посредством социально-экономического эксперимента.

Социологические исследования СУ. Социология управления. Методы социологических исследований. Формирование выборки социологического исследования. Задачи, функции и права социологической службы организации.

Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования (СЭЭ). Цели и задачи СЭЭ. Схема процесса СЭЭ. Примеры СЭЭ в условиях централизованной плановой экономики (СССР) и в условиях рыночных (буржуазных) отношений. Национальные проекты России.
^ Тема 2.6. Исследование информационной подсистемы СУ.

Общие положения исследования информационной подсистемы управления. Условия проведения исследования . Подготовительная стадия исследования. Состав основных требований и процессов СУ.

Назначение информационной подсистемы (на примере комплексной системы «Парус»). Структура бизнес-технологий системы «Парус».

Требования к информационной подсистеме СУ организации (предприятия). Задачи и состав информационной системы управления предприятием.

Требования к информации для управления организацией. Жизненный цикл информационной системы..

Состав и методы исследования аппаратного обеспечения информационной подсистемы СУ предприятия.

^ Тема 2.7. Оформление отчета об исследовании систем управления.

Общие требования к оформлению отчёта. Фразеология отчёта.

Структура и требования к содержанию отчёта. Правила технического оформления отчета. Основные вопросы подготовки отзывов на отчёты о научно-исследовательской работе.
^ Практикум (сборник заданий по курсу)
В сборнике заданий для самостоятельной работы студентов подобраны задания как теоретического так и практического характера по ИСУ.

Предложенные в заданиях различные методики исследования нашли применение в практической деятельности менеджеров разных типов организаций. Они позволяют качественно и быстро исследовать СУ (задание № 1,3, 4, 5, 6, 7).

В задании №2 предложены для изучения несколько подходов к ИСУ, которые дают возможность студентам системно подойти к объекту в процессе исследования и изучить его всесторонне.
Задание № 1

^ ИЗУЧЕНИЕ 6-ЭТАПНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Цель: изучить на конкретном примере б-этапную методику прове­дения исследования системы управления организации.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать последовательность проведения ис­следования.

2. Исследовать систему управления по данной методике на примере конкретной организации и конкретной проблемы.

Задание:

1. Прочитайте теоретический материал по одной из методик прове­дения исследования, представленный в теоретической части. Проанали­зируйте каждый этап и выделите их составляющие.

2. Выберите тему для исследования (варианты приведены ниже).

3. Коротко опишите (смоделируйте) организацию (5-6 предложе­ний): род деятельности, масштабы организации, количество работников, производимый продукт или услуга, конкурентоспособность на рынке ...

4. Заполните 1-й и 2-й столбцы табл. 1, опираясь на теоретический материал. Заполните 3-й и 4-й столбцы таблицы согласно объекта иссле­дования.

5. Ответьте устно на вопросы в конце работы.

Возможные темы исследования (проблемы):

1. Возможность реорганизации отдела.

2. Необходимость создания нового отдела.

3. Целесообразность создания нового филиала при организации.

4. Причины появления жалоб клиентов на сотрудников отдела.

5. Причины плохого выполнения подчиненными своих должностных обязанностей.

6. Причины отсутствия молодых кадров.

7. Целесообразность введения в организации электронной пропуск­ной системы.

8. Причины постоянных межличностных конфликтов в коллективе.

9. Причины низкой деловой или творческой активности специали­стов (отдела, организации).

10. Причины частой смены руководства.

11. Причины систематического невыполнения плановых показателей.

12. Возможности увеличения ассортимента продукции.

13. Целесообразность увеличения количества должностных обязан­ностей работникам отдела.

14. Возможности повышения качества продукции (услуги).

^ Таблица 1. Анализ этапов исследования систем управления

Теоретическая часть

Практическая часть по проблемной ситуации

Наименование этапа исследования согласно технологии

Наименование подэтапов исследования

Непосредственная деятельность исследователя в этот период

Конечный продукт данного этапа (подэтапа)

1.

Необходимо из теоретического материала выделить подэтапы каждого этапа исследования

1.1.

1.2.

1.3….

Более подробно опишите деятельность исследователя на каждом из подэтапов

1.1.

-

-

-

1.2….

Сформулируйте предполагаемый результат деятельности на каждом подэтапе:

1.1.

1.2.

1.3….


Теоретический материал

^ ОПЕРАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Исследование (объекта управления или проблемы) как вид деятель­ности состоит из нескольких этапов, которые представляют собой опера­ционные элементы исследовательских технологий. Далее представлена самая простая исследовательская технология, состоящая из шести этапов.

^ 1. Распознавание проблемной ситуации

На этом этапе происходит первоначальный анализ информации по проблеме и ранжирование проблем по группам (отнесение к одной из них). Необходимо сделать анализ как объекта исследования, гак и окру­жающей его среды. Данное первичное исследование не требует тщательного сбора информации, ранжирование происходит на базе явных, види­мых факторов или вновь возникающих проблем (следственных), связан­ных с данной.

Первая группа- это проблемы, требующие немедленного решения. При этом промедление исследования и принятие решения могут привести к отрицательному результату, вплоть до остановки пли ликвидации орга­низации.

Ко второй группе относятся проблемы, являющиеся важными для
предприятия, но решение которых может подождать до следующего пла-
нового периода (период выбирается исходя из конкретной ситуации ме-
неджерами предприятия).

Третью группу составляют проблемы, за состоянием которых необ­ходим постоянный контроль.

К четвертой группе относят проблемы, не представляющие угрозы
для предприятия и решающиеся сами по себе, а потому не требующие ис-­
следований.

Ранжирование проблем по группам помогает менеджеру- исследова­телю понять значимость проблемы, определить необходимость и сроч­ность проведения исследовательских работ.

^ 2. Определение происхождения выявленных проблем, их свойств, содержания, закономерностей поведения и развития

На этом этапе необходимо в первую очередь разобраться с количест­венными и качественными характеристиками проблемы и путями воз­можного развития системы управления без решения проблемы.

Одной из таких причин может быть противоречивость норм дея­тельности. В свою очередь, эта противоречивость может быть вызвана не­совместимостью целей субъектов, их интересов, а в случае взаимно согла­сованных целей — несовпадением путей, выбранных для их достижения - задач, планов реализации решений и т.д. Поэтому можно рассматривать причины противоречия на уровне норм, а можно — на уровне причин, по­рождающих наложение противоречивых норм.

Также проблемная ситуация может быть порождена несоответствием сформулированных некоторым субъектом задач его цели, средств и мето­дов - задачам или свойствам материала деятельности. Это случай, когда субъект может создать проблемную ситуацию «в одиночку», вследствие недостаточной управленческой квалификации.

Данная деятельность по анализу проблемы и организации дает воз-­
можность более точно определить возможные последствия развития про-­
блемы, выбрать методы по исследованию системы и направления сбора
необходимой информации.

^ 3. Установление места этих проблем в системе накопленных
знаний


Рассматриваемый этап является не менее важным, чем два предше-­
ствующих. Очевидно, что организации, способные работать с уже имею -
щимися и получаемыми в ходе работы знаниями, в XXI веке будут рабо-­
тать более эффективно.

Часто знания оказываются чем-то большим, нежели просто информаци­ей и данными о продуктах, событиях или процессах. На современном этапе развития общества их можно трактовать как протестированные, доказанные

процедуры выполнения чего-либо; способность различения и выбора ключе­вых моделей и актуальных действий; понимание контекста обширного опыта (видение); соединение чувств ритма, времени и реализма.

На этом этапе следует провести теоретическое обоснование, описа­ние рассматриваемых проблем наряду с поиском подходов к их разрешению на основе анализа публикаций в периодических изданиях, материалов книг, учебников, учебных пособий, конференций, семинаров, опыта дру­гих предприятий, видения специалистов и т.п.

Поиск, усовершенствование и многократное использование знаний по­могает организации сделать ее бизнес-процессы более эффективными, повы­сить производительность и получить конкурентоспособные преимущества.

4. Исследование вариантов решении проблемы, полученных при и {умении опыта и их предварительная оценка по приоритетности (предварительный отбор, отсев) с учетом ограничений, трудностей, недостатков

Необходимой на этом этапе становится оценка рациональности ис­пользования и сочетаемости возможных решений в рамках проводимой исследовательской, инновационной, экономической политики предприятия. Оценка производится на базе возможностей организации с учетом внешних факторов и ограничений и потенциала организации. Заведомо нереальные варианты отбрасываются.

^ 5. Исследование наилучших вариантов решения проблемы по критериям оптимальности, успеха, эффективности, гибкости

Рассматривая все варианты, необходимо определиться с тем, что бу­дет оптимизироваться — время, затраты или что-нибудь другое.

Однако подход к проводимым исследованиям должен быть гибким, т. с. необходимо учесть возможность внесения в него изменений в любое время (на любом этапе), в зависимости от получаемых результатов. При этом в реальной практике чаше всего имеется более одного подхода к ре­шению проблемы. В результате исследования предлагается один-два (не­сколько) базовых и несколько вариантов должны быть в запасе на слу­чай непредсказуемого развития проблемы. Далее результаты исследова­ний направляются менеджеру для принятия управленческого решения по ликвидации проблемы.

^ 6. Составление отчета по исследовательской деятельности Отче! является документом, содержащим информацию о состоянии рассматриваемой проблемы и исчерпывающие систематизированные све­дения о всей выполненной исследовательской работе. На базе отчета да­лее менеджер принимает управленческое решение по решению проблемы системы управления по критериям приемлемости, целесообразности и оп­тимальности.
Вопросы для обсуждения

1. Дня чего необходимо ранжировать исследовательские ситуации (первый этап технологии)?

2. Почему очень важно выделять в отдельном этапе подэтапы?

3. Приведите пример различной остроты одной проблемной ситуа­ции (соответствие проблемы 1-й, ...4-й группе по шкале рангов).

4. Почему в настоящее время изучение научных и теоретических ис­точников является необходимой деятельностью в процессе управления и исследования?

5. Каких недостатков удается избежать в процессе управления при использовании методики поиска и анализа альтернативных вариантов ре­шения исследуемой системы управления?

Задание № 2

^ ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Цель работы: изучить подходы к исследованию систем управле­ния и их практическое применение.

Задача: определить возможности каждого подхода при исследова­нии системы управления.

^ Теоретический материал

Основные походы к исследованию систем управления*:

* системный подход;

* эмпирический подход;

* анализ межличностных отношений и группового поведения;

* формирование корпоративной культуры;

* социотехнические системы;

* теория принятия решений и эффективные коммуникации;

* моделирование;

* операциональный подход;

* ситуационный подход;

* процессный подход.
^ 1. Системный подход

— методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, эле­ментов с внутренними и внешними связями. Используется для комплекс­ного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.

Общий курс менеджмента в таблицах и графиках. Учебник для вузов /Б.В.Прыкин и др. М.: ЮНИТИ, 1998г. 415 с.


^ 2. Эмпирический подход

- подход, при котором объект исследуется на основе уже имеюще­гося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогич­ные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных си­туациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т.д.

^ 3. Анализ межличностных отношений и группового поведения

- подход, основой которого является изучение внутренних связей в системе управления, т.е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучаемой организации,

^ 4. Формирование корпоративной культуры

подход, направленный на исследование традиций, ценностей, сим­волов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения членов организации.

^ 5. Социотехнические системы

- подход, который исследует условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эффективности производства и сокращения времени, затрачиваемого на производство.

^ 6. Теория принятия решений и эффективные коммуникации

-подход соответствия информационной и организационной струк­тур. При данном подходе исследуются лица, которые принимают реше­ния, источники информации и сама информация.

Для эффективности принятия решений информация должна обладать свойствами (предметы исследования):

• достоверности; • полноты:

• ясности; • оперативности;

• своевременности: • надежности.

В организационных структурах должны быть эффективные комму­никации для уведомления нижестоящих уровней иерархии о принятых на­верху решениях.

7. Моделирование

- подход построения модели организации, в которой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функциониро­вания организации.

^ 8. Операциональный подход

- подход, в котором выделяются функции и работы дня исследования процесса управления, производится оценка трудозатрат и затрат ресурсов.

^ 9. Ситуационный подход

подход исследования ситуации и принятия решений при быстро­течном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление новых конкурентов и т.д.

При этом подходе изучается сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздействия, которые могу! быть использованы для достиже­ния целей исследования в конкретных случаях. Указанный подход обычно используется:

• когда часто повторяются одни и те же ситуации, для разрешения которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа преды­дущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время;

• при возникновении новых ситуаций, которые отличаются от стан­дартных и не имеют готовых решений.
^ 10. Процессный подход

подход к исследованию систем управления как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвязанных между собой работ и общих функций управления.

Задание:

Сделайте анализ одной из систем с применением всех существую­щих подходов.

1. Выберите один объект исследования (возможные варианты сис­тем: группа, клуб, вуз и т.д.). Требования к объекту исследования: хорошо известен, конкретен, желательно реален, чем меньше оргструктура объек­та, тем легче его анализ.

2. Проанализируйте каждый подход и определите, что будет яв­ляться предметом исследования. Предметы исследования не должны по­вторяться.



Схема конкретизации объекта и предмета исследования
3. С помощью каждого подхода проанализируйте предмет исследо­вания, ответив на вопросы:

  • состояние объекта на сегодняшний день;

  • сильные и слабые стороны исследуемого предмета;

  • потенциал и ресурсы;

  • тенденции развития;

  • наиболее острые проблемы;

  • проблемы решаемые и не решаемые.


Отчет

1. Коротко (5-7 предложений) опишите объект исследования и сис­тему, в которой он находится.

2. Заполните таблицу для каждого подхода к исследованию систем vправления, предложенного в теоретической части (пример разобран в табл. 2).
^ Таблица 2. Анализ подходов к исследованию систем управления





^ Подходы к исследованию систем управления

Системный подход

подход

Ключевые слова подхода

Объект – целое с внутренними и внешними связями




Объект исследования

Управление процессом обучения студентов Д/О




Предметы исследования

Система студент-деканат




Сильные стороны

Постоянное взаимодействие деканата со студентами, доброжелательность отношений




Потенциал и ресурсы

Возможность индивидуального общения через Интернет




Тенденции развития

Увеличивается количество видов общения с деканатом (форум, собрания, анкеты и т.д.)




Острые проблемы

Недостаток информации для студентов или ее не точность




Решаемые проблемы

Усиление роли старост как информационных посредников




Неразрешимые проблемы на сегодня

Очереди к методистам во время сессий




Задание № 3

^ ПРИМЕНЕНИЕ ГИПОТЕЗ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

1. Исследуйте схему с применением гипотез.

2. Выполните задание, представленное ниже. Ответьте на каждый вопрос ЗАДАНИЯ с использованием таблицы ГИПОТЕЗ (Табл. 3)

3.Выполнив задание, обсудите коллегиально с группой подтвер­жденные гипотезы.



Схема задания
^ Теоретический материал

Гипотеза - предположение, научное предварительное недостаточно доказанное объяснение (предположение, предсказание) новых явлений к событий, требующее в последующем экспериментальной проверки.

Гипотезы способствуют минимизации использования ресурсов для подтверждения поставленной цели исследования.

При исследовании систем управления на начальном этапе разрабатывается несколько рабочих гипотез.

В дальнейшем, по мере уточнения названных условных объяснений и получения знаний с помощью рабочих гипотез, приходят к принятию конкретной верной гипотезы.

Гипотезы могут быть либо подтвержденными, либо опроверженными.
Задание

1. Определите, что обозначено цифрами I и II на схеме.

2. Определите суть и содержание прослойки (ответьте на вопрос: что это или кто это'?).

3. Предложите гипотезы обозначения стрелок (все стрелки обозна­чают одно и то же, только разные вариативные состояния).

4. Что символизирует каждая из 4 стрелок (графическое изображение - это символика состояния определенного процесса)? Опишите каж­дый процесс более подробно. Объясните геометрию стрелки (т.е опишите характеристики объекта, зашифрованного с помощью стрелки).

5. Опишите, какие процессы (функции, деятельность) происходят в прослойке (уточнение: только имеющие отношение к системе \ 1 +11+ПРОСЛОЙКА+СТРЕЛКИ/?

6. Определите, какие процессы ближнего и дальнею окружения ПРОСЛОЙКИ являются положительными, а какие отрицательными?

7. Каковы основные требования, предъявляемые сегодня к прослойке?


^ Таблица 3. Таблица гипотез

Элементы

схемы

Рабочие ГИПОТЕЗЫ

Обозначения

элемента на схеме


Подтвержденная
ГИПОТЕЗА


I

1…

2…

3…

3…

II







Прослойка







С'трелка А







Стрелка Б







Стрелка В







Стрелка Г







Процессы прослойки








Задание № 4

^ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО РЕГЛАМЕНТА И ХАРАКТЕРИСТИК УПРАВЛЕНЦА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

Цель: изучить инструментарий исследования управленца (как объ­екта исследования).

Задачи:

1. Познакомиться с должностными характеристиками руководите­лей по квалификационному справочнику.

2. Выбрать одну из должностей по справочнику и изучить квали­фикационные характеристики объекта.

3. Провести исследование должности с применением типовой таб­лицы 4 (в случае недостатка информации в квалификационном справочнике необходимо ее смоделировать).

4. Самостоятельно разработать еще одну таблицу для дополни­тельного исследования (других характеристик) выбранного должностного лица, дать ей название и указать цель данного исследования.

^ Необходимый материал для работы: квалификационный справоч­ник должностей служащих.

Примером инструмента для анализа должностных инструкций могут быть типовые таблицы (одна из которых представлена в табл. 4), описы­вающие регламент того или иного исполнителя.
^ Таблица 4. Анализ должностных инструкций управленца


1.

Исполнитель




2.

Целевая система




3.

Целевое назначение




Решаемые задачи

4.

Задачи и их назначения




5.

Входная информация




6.

Поставщик информации




7.

Функциональные обязанности




8.

Права




9.

Ответственность




10.

Стимулы




11.

Конечные результаты




12.

Потребитель








^ Теоретический материал. Словарь терминов
Целевая система - часть организации, с которой происходит постоянное взаимодействие должностного лица с определенной целью (прописанной в квалификационной характеристике).

^ Целевое назначение - основная ролевая функция (специализированная задача), возложенная организацией на данное должностное лицо с целью решения общих задач организации.

Решаемые задачи – частные задачи, обязательные для исполнителя в рамках занимаемой должности. Являются подфункциями целевого назначения.

^ Задачи и их назначение – множество конкретных задач, необходимых для выполнения целевого назначения должностным лицом и их конкретная роль в целевой системе.

Входная информация – первичная информация, без которой представляется невозможным выполнение своих должностных обязанностей (обычно является внешней по отношению к исполнителю).

^ Поставщик информации – отдел организации или конкретное лицо, отвечающее за своевременную доставку информации исполнителю с целью исполнения им должностных обязанностей.

^ Функциональные обязанности – деятельность исполнителя для решения конкретных решаемых задач в рамках должностной характеристики.

Права – какими правами наделен исполнитель для решения задач.

Ответственность – персональная ответственность исполнителя, возложенная на него квалифицированной характеристикой в рамках занимаемой должности.

Стимулы – какие показатели работы целевой системы являются стимулирующими факторами для повышения эффективности его работы (являются поводом, например для премирования).

^ Конечные результаты – итоговые показатели выполнения своих должностных обязанностей исполнителем (стоячих перед ним задач).

Потребитель – конкретное лицо, часть организации, которые в полной мере зависят от исполнителя и пользуются конечными результатами его труда.
Вопросы

  1. С какой целью необходимо проводить исследования управленцев?

  2. Приведите три конкретных примера для данной должности, когда возникает необходимость проведения исследования.

  3. Какие характеристики объекта исследования не учтены в данной таблице 4?

  4. Как на практике можно использовать данную таблицу?

  5. В каких случаях исследования такого рода будут пустой тратой времени?

  6. Перечислите специальные знания и умения, необходимые исследователю для проведения данной работы.

  7. Почему при исследовании должностных характеристик управленца необходимо пользоваться системным анализом?


Задание № 5

^ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ

ИЗ ТЕОРИИ СИСТЕМ

Цель работы: научиться оценивать систему по совокупности критери­ев; знать структуру любой системы для оценки надежности и оптимальности ее функционирования.

Задачи: согласно далее предложенному алгоритму составить полный анализ выбранного объекта управленческой системы. При описании системы по алгоритму (следует далее) необходимо использовать знаковые обозначения:

1. А- система, наименование системы;

2. а – элементы системы, перечислите;

3. z - свойства системы

4. Σz - состояние системы;

5. Q – связи системы;

6. PL – цели и планы системы;

7. RO - внешние ресурсы для функционирования системы;

8. RI - имеющиеся внутренние ресурсы системы;

9. EX - исполнительные механизмы системы или исполнители;

10. DT - ограничения и помехи для деятельности (существования) системы;

11. EF – эффективность системы.

Ход работы

1. Выберите систему управления и коротко ее опишите (5-6 предложений).

2. Выберите объект исследования в системе управления (наиболее про­блемный), Сделайте анализ этого объекта согласно классификации, предложенной в табл. 5

^ Таблица 5. Классификация систем (объектов систем)

По положению системы и иерархии

- Надсистема

- Система

- Подсистема

По связям с окружением

- Открытые (с входом и выходом)

- Замкнутые (без связей с окружением)

По изменению состояния

- Динамические (состояние изменяется во времени)

- Статическое (состояние не изменяется во времени)

По характеру функционирования

- Детерминированные (в зависимости от состояния системы можно однозначно судить о ее функционировании)

- Стохастические (можно только высказать предположение относительно различных возможных вариантов функционирования)

По типу элементов (в смысле их конкретности)

- Конкретные (элементами являются реальные объекты)

- Абстрактные (элементами являются отвлечённые объекты)

По происхождению системы

- Естественные (созданные природой)

- Искусственные (созданные людьми)

По характеру зависимости выходов

- Комбинаторные (выход зависит только от входа)

- Секвентивные (выход зависит от входа и других величин

По степени сложности структуры

- Предельно сложные (мозг, народное хозяйство)

- Очень сложные (автоматизированное предприятие, производственный комплекс)

- Сложные (легковой автомобиль)

- Простые (болтовое соединение)

По виду элементов

- Системы типа «объект» (элементами являются предметы)

- Системы типа «процесс» (элементами являются операции – изготовление, фильтрация, перегонка нефти)

^ 3. Алгоритм анализа системы

3.1. Наименование системы.

3.2. Назначение системы описывается системой целей в виде дере­ва целей 2-3 уровней. Цель - это некоторое положение дел, к осуществле­нию которого стремятся (для чего?).

3.3. Элементы системы - неделимые составные части системы, которые при разложении системы являются заключительной частью системы.

3.4. Компонент системы - группа элементов, которые образуют це­лостную часть системы в функциональном отношении.

3.5. Подсистема - относительно самостоятельная часть системы, об­ладающая внутренней структурой для достижения определенных подце­лей цели системы.

3.6. Окружение системы (внешняя среда системы) - включает все, что не входит в систему, но оказывает на неё влияние. Существует микро- и макроокружение системы.

3.7. Вход системы. Вход представляет информационное поле и ма­териальные ресурсы для функционирования системы. Это внешние связи, по которым из окружающей среды в организацию поступают ресурсы.

3.8. Выход системы. Выход представляет итоговый объект, полу­ченный в результате функционирования системы или связи, но которым системы осуществляют передачу результатов своей деятельности в окру­жающую среду.

3.9. Функционирование системы - стабильная способность к опре­деленным действиям, что обеспечивается лишь правильным поведением системы (как?) или преобразования, протекающие внутри организации по преобразованию входов в выходы.

3.10. Результат - реально полученная ситуация в итоге функциони­рования системы.

3.11. Отношение - множество последовательных контактов, порож­дающих структуру системы.

3.12. Структура системы - внутренняя организация, порядок и построение системы (органоструктура).

3.13. Свойство системы - существенный признак объекта. В зависи­мости от количественного определения признаков может быть несколько свойств системы - экономическое, техническое, технологическое, органи­зационное и т.д.

3.14. Состояние системы совокупность значений свойств системы в определенный момент времени. Оцените состояние системы на данный период времени с социальной, психологической, -экономической точки зрения, технической, технологической, надежность работы.

Требования к отчету:

1. Представить анализ системы управления (объекта исследования) согласно хода работы п.1 -3.

2. В представленном анализе (по п.3 Хода работы) подчеркнуть или выделить все знаковые обозначения (всего12), используемые в общей тео­рии систем (с м. Задачи).

3. Сделайте письменно вывод о применимости данного анализа к различным системам. К каким системам данная методика подходит практически без изменений, а при исследовании каких систем требует перера­ботки?

Вопросы

1. Какие характеристики элементов систем управления по данной методике анализируются мало?

2. Можно ли назвать данный подход к исследованию систем управ­ления механистическим? Почему (можно, нельзя)?

3. Перечислите конкретные системы управления, для которых при­менение данной методики исследования будет наиболее целесообразным.
Задание № 6

^ ПРИМЕНЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ, РЕШЕНИЙ И РАБОТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Цель работы: научиться применять графы структуризации для плани­рования исследовательской деятельности менеджера.

Задачи:

1. Научиться применять дерево целей для выявления всех характеристик исследуемого объекта и определения объема исследования.

2. Научиться выбирать альтернативные варианты способов исследования с помощью дерева решений.

3. Научиться строить сетевой график последовательности исследования на базе дерева работ.
^ Ход работы:

Ситуация. Менеджер-исследователь получил задание на исследование одной из систем управления с целью повышения эффективности ее работы. Одной из его задач является системный анализ объекта исследования, выбор метолов исследования и организация самого процесса исследования. Для вы­полнения задачи можно использовать графические методы.

1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом по теме.

2. Законспектируйте основные моменты темы.

3. Выберите систему управления и объект исследования. Опишите корот­ко проблему, в результате которой возникла необходимость в исследователь­ской работе.

4. Разработайте три графа структуризации (целей, решений и работ) для организации исследовательской деятельности.

5. Ответьте на вопросы.

^ Теоретический материал

Дерево целей - это графы, схемы, показывающие, как генеральная цель разбивается на подцели следующего уровня и т.д. (дерево - это связанный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов. В данном случае такими элементами являются цели и подцели). Представления целей начинаются с верхнего уровня, дальше они последовательно разукрупняются.

При этом основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей сле­дующею уровня исчерпывающим образом.



^ Рис.1 Схема дерева целей.

Для проведения исследований системы управления необходимо опреде­лить все параметры объекта, которые будут изучаться. При неполном определе­нии количества этих параметров качество исследования будет не удовлетвори­тельным, а значит, выводы, полученные в результате проделанной работы не будут соответствовать реальному состоянию системы управления, а разрабо­танные рекомендации по устранению недостатков будут ошибочными,

Разработайте дерево целей по всем параметрам или характеристикам исследуемого объекта.

^ Дерево решений – это граф, отражающий структуру задачи оптими­зации многошагового процесса. Ветви дерева отображают различные со­бытия, которые могут иметь место, а узлы (вершины) точки, в которых возникает необходимость выбора. Причем узлы различны: в одних выбор осуществляет сам менеджер из некоторого набора альтернатив, в других выбор от него не зависит.

Разработайте дерево решений с различными вариантами возможных видов проведения исследования по любой характеристике (параметру) по­следнего уровня дерева целей. При этом учитываются все возможные ва­рианты видов проведения исследований. В разные промежутки времени и при разных обстоятельствах (наличие финансирования, специалиста, ком­пьютерной техники и т.д.) возможен выбор одного из вариантов.



^ Рис.2 Схема дерева решений

Дерево работ Выполнение любой работы или выбранного опти­мального решения (например, из дерева решений) требует определенной последовательности действий при их определенном объеме. Для предот­вращения ошибочных действий менеджером-исследователем, особенно при многошаговом процессе, разрабатывается дерево работ, которое со­стоит из последовательных шагов. Реализация данных шагов приведет к более быстрому и качественному выполнению определенной работы. Также данный граф позволит при необходимости адресно закрепить от­ветственных лиц или помощников при выполнении какого-либо шага.



^ Рис.3 Схема дерева работ

Разработайте дерево работ для одного, выбранного по дереву реше­ний, оптимального варианта метода исследования.
Содержание отчета:

• Цель и задачи практической работы.

• Краткий конспект теоретического материала.

• Краткий анализ системы управления и возникшей проблемы.

• Дерево целей.

• Дерево решений.

• Дерево работ.

• Выводы по работе о целесообразности применения каждого графа в процессе исследования.

Вопросы

1. Какие характеристики или показатели процесса исследования можно оптимизировать (улучшить) с помощью разработки данных графов?

2. Укажите преимущества использования дерева целей перед простым перечислением фактов?

3. Что дает графическое изображение альтернатив исследования?

4. Какие факторы исследовательских систем и систем управления приве­ли к необходимости разработки альтернативных способов исследования?

5. Почему при выполнении сложных исследований лучше пользо­ваться деревом работ?

6. От каких профессиональных качеств исследователя будет зависеть длина цепочки работ в дереве работ?
Задание № 7

^ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ ПРАВЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ДИАГРАММЫ ИСИКАВЫ

Цель работы: научиться выявлять причинно-следственные факторы, влияющие на исследуемую систему управления с применением диа­граммы Исикавы.

Задача: разработать диаграмму Исикавы по одной из проблем сис­темы управления с учетом рангов значимости факторов, влияющих на проблему.

^ Содержание отчета:

1) наименование исследуемого объекта

2) черновой и рабочий варианты диаграммы Исикавы по исследуемому объекту.

Теоретический материал

Цель построения диаграммы Исикавы при принятии управленческих решений - выявление эффективного способа решения поставленного вопроса. В процессе исследования систем управления диаграмма помогает оптимально организовать сам процесс.

В диаграмме исследуемый вопрос (например, характеристика каче­ства) изображается в виде прямой горизонтальной линии, а причинные факторы, влияющие на исследуемую характеристику, даются наклонными прямыми линиями (стрелками),

На основе результатов анализа диаграммы вырабатываются соответствующие корректирующие (управляющие) воздействия.

На диаграмме причинные факторы первого порядка изображаются большими наклонными линиями, а второго, третьего и т.д. малыми наклонными линиями (рис.1)


Рис.1 Принцип построения причинно-следственной диаграммы (диаграммы Исикавы, «рыбьего скелета», «рыбьей кости»): К - наимено­вание характеристики качества; А, Б, В, Г, Д, Е, Ж - причинные факторы (материалы, оборудование, условия и т.п.); А1, А 2, ..., Ж 2, - причины, обусловливающие причинный фактор А (для следствия А) и т.д.

Основные работы по построению такой диаграммы включают:

^ Первый этап Разработка черновой диаграммы

1. Выбор «узкого» места в объекте исследования.

2. Проведение на диаграмме прямой горизонтальной линии, ото­бражающей характеристику объекта избранного для исследования; (в дан­ном случае на рис.1 узкое место - характеристика качества «К»).

3. Определение причинных факторов первого порядка, влияющих на объект и изображение их на диаграмме в виде больших наклонных линий (А, Б, В и т .д.)

4. Определение причинных факторов второго, затем третьего и по­следующих порядков влияния на объект и нанесение на диаграмму малых наклонных линий.

5. Выявление значимости всех причинных факторов, оказывающих влияние на исследуемый объект, с нанесением рангов значимости на чер­новую диаграмму.

^ Второй этап Разработка рабочей диаграммы

С учетом рангов значимости переделать черновую диаграмму, при­менив следующие принципы:

- чем важнее причинные факторы для «узкого места», тем ближе он находится к началу вектора исследуемой характеристики;

- чем важнее причинно-следственные факторы, тем ближе их вектор находится к вектору характеристик исследуемого объекта.

Вопросы

1.Какие задачи в процессе исследования упрощаются при разработке диаграммы Исикавы?

2.Как с помощью диаграммы Исикавы организовывать процесс ис­следования системы управления?

3.Какие дополнительные сведения можно вносить в диаграмму?
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется студентами заочной формы обучения специальности 061 100 «Менеджмент организации» с целью более глубокого изучения содержания дисциплины и развития навыков использования методических подходов к решению проблем системы управления.

Оформление и содержание контрольной работы

Контрольная работа выполняется в форме реферата объемом 15-20 листов белой писчей бумаги формата А4 по ГОСТ 9327. Контрольная работа должна быть выполнена аккуратно, без исправлений, текст должен быть распечатан на одной стороне листа через полтора интервала, соблюдая следующие размеры: полей: правое - 10 мм, левое 30 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков-не менее 1,8 мм (кегль - 14).

Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая Приложения (если они имеются). Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Все таблицы, рисунки и схемы должны иметь наименование, ссылку на них в тексте и номер в соответствии с принятой рубрикацией разделов контрольной работы. Таблицы следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице,

Структура контрольной работы должна соответствовать варианту предлагаемому ниже. Контрольная работа включает титульный лист, содержание с постраничным указанием разрабатываемых разделов, введение, основные разделы, заключение, список использованной литературы, приложения (по необходимости).

Во введении формулируются цель и задачи выполнения контрольной работы, а также раскрывается актуальность рассматриваемого вопроса.

Содержание основных разделов реферата, а также их последовательность студент определяет самостоятельно. При этом важно полно и последовательно раскрыть исследуемую тему, осветить теоретические основы, найти сходство и различие точек зрения разных авторов, дать их анализ и обоснование. Также изложение материала основных разделов реферата должно сопровождаться практическими примерами соответствующими исследуемой теме.

В заключении необходимо отразить основные результаты проведенного исследования темы и оценить практическую значимость современных теории и методов организационного поведения для решения соответствующих теме проблем в организациях.

Список использованной литературы должен в обязательном порядке содержать учебную и научную литературу, а также периодические издания по вопросам организационного поведения с обязательной ссылкой на них в тексте работы. Ссылка на использованные источники приводится в тексте в квадратных скобках (например, [5]).

В приложениях приводятся организационные документы, анкеты, тесты и другие материалы, используемые при разработке основных разделов контрольной работы.

^ Методические рекомендации по выполнению рефератов.
Практика показывает, что студенты отдают предпочтение выполнению рефератов, поэтому рассмотрим подробнее процедуру его подготовки.

После выбора темы студенты разрабатывают рабочий план, который раскрывает внутреннюю структуру реферата. Он должен быть строго выдержан логически, поэтому его составление является ответственным этапом подготовки реферата. План – это «каркас» реферата, который затем наполняется соответствующим содержанием.

Подбор литературы начинается с ознакомления с предметными и систематическими каталогами библиотек. При изучении литературы главное внимание студент должен уделить прежде всего тем главам, параграфам книг и статей, которые непосредственно связаны с планом реферата.

Собранный материал рекомендуется систематизировать, распределить в соответствии с рабочим планом. Реферат должен включать следующие основные части:

- титульный лист (приложение);

- план реферата;

- основной текст (введение, основные вопросы, заключение);

- библиографический список;

- приложения.

Во введении реферата обосновывается актуальность рассматриваемой темы, определяются цели и задачи исследования, объект и предмет исследования. Примерный объем введения 2-3 страницы.

Основная часть работы должна излагаться последовательно, а все вопросы реферата должны быть органически связаны между собой и подчинены содержанию темы. Важнейшей составной частью работы студента является самостоятельный анализ темы. Такие подходы к написанию реферата свидетельствуют о творческом отношении студента к проблеме.

Логическим завершением реферата является заключение. Оно должно содержать краткие выводы, отражающие уровень и качество достижения поставленных автором задач. Выводы и обобщения в заключении должны синтезировать все ранее сделанное и являются наиболее общими. Примерный объем заключения, как правило, не превышает 1-2 страницы.

Научно-исследовательские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время, отвечающие требованиям учебных программ и получившие высокую оценку, по рекомендации научного руководителя решением кафедры могут быть зачтены в качестве курсовых и других работ.

Лучшие научно-исследовательские работы студентов направляются на российские конкурсы, выставки, конференции, публикуются в научных изданиях.

  1   2



Скачать файл (1326.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации