Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная - Буддизм - файл 1.docx


Контрольная - Буддизм
скачать (35.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx36kb.19.11.2011 09:51скачать

содержание

1.docx

НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт»

Контрольная работа


по предмету «История религии»

по теме: «Особенность религиозного мировосприятия Буддизма в рамках семьи»

Работу выполнил

студентка руппы

10-ГЗУ

Носкова М.Г.


Работу проверил

Смолякова Е.А.

ст. Полтавская 2011



Содержание

стр.

1. Возникновение буддизма 3

  1. Материнская любовь 4

  2. Семейная этика 5

3.1 Обязанности родителей 5

3.2 Обязанности детей 5

4. Супружество 6

4.1Обязанности мужа 6

4.2Обязанности жены 7

5. Бракосочетание 7

6. Сексуальность 8

7. Супружеская неверность 8

8. Рождение и воспитание ребенка 9

9. Аборт и суицид 10

10. Уголовное наказание и тюремное заключение 12

11. Пол и равенство полов 12

Заключение 13

Список использованной литературы:




1. Возникновение буддизма

Происхождение буддизма связано с именем Сиддхартхи Гаутамы, известного во всем мире под именем Будды. Слово “будда” означает “просветленный” и имеет религиозный смысл. Популяризация имени Гаутамы как Будды связана с распространением учения этой религии за пределами Индии.
Будда родился приблизительно в 560 г. до Р. X. в Северо-Восточной Индии. Его отец был раджой. Он также принадлежал к касте кшатриев, или воинов. Отец Гаутамы надеялся, что его сын тоже станет правителем, и воспитывал его в условиях роскоши. Юноша женился, когда ему было 19 (согласно другому преданию, ко времени женитьбы Будде исполнилось 16 лет). Однако молодой человек не был доволен своей жизнью.
Согласно одному из преданий, отец Гаутамы старался изолировать сына от внешнего мира для того, чтобы тот не знал отрицательных сторон жизни, чтобы мир его души не омрачила печаль. Однако Гаутама все же узнал о реальной жизни, полной страданий и горя. Однажды во время прогулки по городу Гаутама встретил покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Так он узнал о неизбежных для живых существ страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. Гаутама стал задумываться над загадкой жизни, искать ответы на вопросы, почему страдают люди и как избавить их от страданий, связанных с перевоплощениями. И 29-летний Будда в поисках истины, оставив семью и дом, отправился странствовать по дорогам Индии. В течение 6 лет он искал истину в индуизме, изучая разные дисциплины йоги. Потом Гаутама вел жизнь строжайшего аскета, чем довел себя до полного физического истощения и был близок к смерти. Однако он не умер и, придя в себя, понял, что аскетизм не откроет ему истины. Чтобы восстановить потерянные силы, он съел чашу риса из рук сельской девушки (еда готовилась для жертвоприношения, но Гаутама был настолько изнурен, что девушка сжалилась над ним) и продолжил свои странствования в поисках истинного пути.
Будда учил, что в жизни мы постоянно испытываем страдания, причиной которых являются довлеющие над нами желания. Обрести внутренний покой можно, следуя Восьмеричному пути, который приведёт нас к достижению Нирваны - состоянию сознания, в котором человек не

3



испытывает алчности, ненависти и невежества, но находится в состоянии внутренней гармонии, чувствует глубокое сострадание ко всему живому. Согласно учению Будды, чтобы последовать этому пути, человек должен стать монахом или монахиней, порвать все элементы связи и дать обет безбрачия.

Однако многие люди не ощущают в себе призвания принять монашеский сан. По мнению Будды, в этом случае они должны вступить в брак и быть хорошим мужем или женой, отцом или матерью. Тогда они также пойдут по пути духовного роста, и на них снизойдёт великое благословение. Поэтому Будда придавал большое значение семейным отношениям, считая, что они могут стать для человека источником огромного счастья или привести к страданиям.

Буддизм учит, что чувство, которые многие называют любовью, - это больше наша потребность в других людях, нежели желание их благополучия. Когда один человек говорит другому: “Я люблю тебя”, это часто означает: “Ты мне нужен”. Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

Будда не говорил о существовании Бога. Он считал, что размышления о существовании и происхождении Бога будут отвлекать человека от стремления к духовному росту и совершенствованию. Поэтому когда набожный человек как-то спросил: “Кто такие Боги?”, Будда ответил: “Пусть вашими Богами будут отец и мать”. Другими словами, лучший способ служения Богу - служение своим родителям.


  1. ^ Материнская любовь


Будда проповедовал, что материнская любовь ближе всего к чистой любви или состраданию, и именно она более всего доступна пониманию простого человека. Поэтому он говорил о благородной и самоотверженной любви матери к детям как об идеале для всех взаимоотношений.

Буддисты считают, что, размышляя о доброте матерей, можно прийти к пониманию того, что же такое вообще истинная самоотверженная любовь.


4

  1. 

  2. Семейная этика


Будда впервые проповедовал свой кодекс социальной этики для людей, выбравших мирской образ жизни, обращаясь к молодому человеку по имени Силья. В этой речи Будда раскрыл обязанности родителей и детей, мужей и жен, учителей и друзей. Проповедь Будды была записана и теперь известна под названием Сигалавада Сутта.
^ 3.1 Обязанности родителей
Будда учил, что есть пять способов проявления родителями любви к своим детям:

- уводить их от зла;

- побуждать их делать добро;

- обеспечить их образование;

- устроить им подходящий брак;

- передать им в своё время наследство.

Первые несколько лет жизни очень важны для нашего формирования, и самое большое впечатление в это время производят на нас наши родители. Мы впитываем не только то, что они говорят, но и их самих и их поступки. Мы входим в мир, будучи созданными ими и наследуя их моральные ценности. Вот почему необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов - это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.
^ 3.2 Обязанности детей

Согласно учению Будды, существует пять способов, при помощи которых дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям:

5



- поддерживать своих родителей;

- исполнять свои обязанности по отношению к ним;

- поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции;

- вести себя так, чтобы быть достойным наследства;

-исполнять свой религиозный долги приносить религиозные дары родителям даже после их смерти.

Будда говорил, что дети никогда на смогут оплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за всю любовь и доброту, которые те подарили им. Если же родители не живут в соответствии с правилами предписания, дети должны не отвергать их, а помочь им измениться.


  1. Супружество


Учение Будды по поводу брака основано на том, что каждая мысль, действие и слово должны быть направлены на благо супруга. Поэтому брак не должен заключаться под влиянием импульса, решение о нём созревает на основе усиливающегося взаимопонимания. Кроме того, брак заключается не только для двоих: согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Как и любой жизненный опыт, брак должен помочь нам стать лучше. В супружестве мы можем развить свои духовные качества, научившись терпению, умению сосредотачиваться и мудрости. Наш супруг является нашим попутчиком и наставником на этом пути к просвещению.

Будда полагал, что в браке каждый из супругов должен принимать на себя различные роли, с помощью которых он сможет дополнять другого. Нет смысла в превосходстве одного на другим. Превосходство заключается в верности, мягкости, щедрости, спокойствии и посвящении себя Праведному пути.
^ 4.1 Обязанности мужа
Существует пять способов, которыми хороший муж выполняет свои обязанности по отношению к жене:

- почитание её;

- уважительное к ней отношение;

- верность;

6



- признание её авторитета;

- проявление своей любви к ней с помощью подарков.


^ 4.2 Обязанности жены
Есть пять способов, которыми хорошая жена проявляет любовь к своему мужу:

- хорошее ведение домашнего хозяйства;

- гостеприимность по отношению к членам его семьи, а также своей семьи;

- верность;

- забота об имуществе семьи;

- мастерство и трудолюбие в исполнении своих обязанностей.

Также Будда говорил, что хорошая жена:

- относится к мужу с любящей симпатией, как мать;

- проявляет к нему уважение и почитает его, как младшая сестра;

- рада в любое время видеть его и быть с ним, как лучший друг;

- послушна и верна ему, как верный слуга семьи.
5 Бракосочетание


Согласно традиции перед женитьбой человек, исповедующий буддизм, должен провести хотя бы три месяца в монастыре, чтобы изучать буддизм и совершенствовать свою духовную жизнь. Только после такого обучения человек считается того, чтобы стать мужем. Обычно первым вопросом к жениху бывает, завершил ли он своё пребывание в монастыре.

В большинстве буддистских общин бракосочетание не является религиозным обрядом, хотя утром этого дня в дом невесты приглашаются монахи. Им предлагают специальную праздничную трапезу и в ответ они читают отрывки из буддистских писаний, призванные защитить невесту и жениха. Затем - до того, как начнётся обряд бракосочетания, - монахи возвращаются в монастырь. Они никогда не участвуют в самой церемонии.


7



6 Сексуальность
Будда не осуждал сексуальное влечение, но указывал, что к нему можно относиться по-разному:

- мы можем зависеть от нашей сексуальности в той мере, в какой она даёт нам праведное земное удовольствие и счастье; при этом оба, и мужчина и женщина, сильно зависят друг от друга;

- мы можем злоупотреблять сексуальностью и извращать её похотью, ненавистью и алчностью. Если мы будем поступать так, то принесём боль и страдания и другим людям, и самим себе;

- мы можем жить, не будучи зависимыми от сексуальности, но и не игнорируя её естественную природу; таким образом, мы освободимся от зависимости от неё.

Последнее есть Средний путь, в котором сексуальность признаётся и воспринимается с пониманием, но без потворства тем её проявлениям, которые ведут к страданиям. При этом человек перестаёт быть рабом своих сексуальных желаний. Буддизм учит, что только в браке мы можем испытать любовь, свободную от похоти и чувства вины, так как здесь секс становится естественным выражением глубоких любящих отношений.

Буддисты считают, что сексуальные отношения до брака приносят страдания, т.к. будучи основаны главным образом на стремлении к удовольствию, а не на истинной любви, они препятствуют нашему духовному росту. Наши желания приобретают в этом случае ещё большую власть над нами, и мысли о сексе заполняют наш ум. Используя других людей как средство для удовлетворения наших собственных желаний, мы никогда не сможем по-настоящему узнать этих людей. Это вносит в отношения пустоту и вследствие этого чувство одиночества. Чтобы убежать от одиночества, люди пытаются найти другого партнёра, тем самым только усугубляя проблемы. Для буддистов сексуальная свобода - это свобода от власти сексуальных желаний.

^ 7 Супружеская неверность

Верность в браке признаётся абсолютной истиной. Согласно учению Будды, с момента заключения брака мужчина должен почитать всех женщин, кроме своей жены, как мать, сестру или дочь, в зависимости от их возраста. Мирской последователь буддизма должен все время служить отцу и матери,

8



своей семье, самому себе и Будде. Когда служит отцу и матери, он должен постоянно заботиться о них и желать им покоя и счастья. Прежде всего, надо соблюдать путь родителей и детей. Это означает пять обязанностей детей: служить отцу и матери, помогать им по дому, дорожить родословной, охранять наследство и после смерти аккуратно справлять по ним панихиду. Родители тоже должны соблюдать пять обязанностей по отношению к своим детям: они должны пресекать зло, учить детей добру, дать хорошее воспитание, найти им хорошую пару, и в подходящее время передать им дом в наследство. Если родители и дети будут соблюдать свои обязанности, в семье будут мир и покой и не будет разлада между родителями и детьми. Муж должен уважать жену, быть с ней вежливым и хранить верность. А жена по отношению к мужу должна держать дом в порядке, хранить верность, не расточать доходов мужа и хорошо управляться с делами по хозяйству. Тогда супруги дружны и у них не будет размолвок. В семье больше всего происходит общение душ, поэтому если семья дружная, она красива, как цветущий сад. Но если нарушится гармония душ, начнутся раздоры и семья обречена на развал. В таком случае, не обвиняя других, надо самому позаботиться о своей душе и идти правильным путем. Разногласие души с душой приводит поистине к страшной беде. Даже малейшее недоразумение влечет за собой большую беду. В семейной жизни больше всего надо бояться именно этого. Для содержания своей семьи человек должен работать, как муравей, как пчела. Он не должен надеяться на других, не должен ждать приношений. Отношения мужа и жены установлены не только из соображений удобства. И не только потому, что они живут в одном доме. Муж и жена должны по священному учению совершенствовать свои души. Истинное значение семьи заключается в том, чтобы всем вместе идти по пути просветления.


^ 8 Рождение и воспитание ребенка
Существует традиция, в соответствии с которой женщина, готовящаяся стать матерью, еще до рождения ребенка должна посетить храм, чтобы получить благословение от монахов. Вскоре после того, как малыш родится, его также несут в храм, чтобы он получил благословение. Многие буддисты дают своим детям имена, начинающиеся с благоприятных звуков, и она может подсказать, насколько выбранное имя подходит вашему ребенку. Некоторые семьи на Западе дают своим детям восточные имена.

9



Школьное обучение детей заключается в приобщении их к буддийским ценностям. В Сигаловаде-Суттанте излагается пять правил поведения ученика по отношению к учителю, а также пять правил поведения учителя по отношению к ученикам.

Правила, предписываемые ученикам требуют, чтобы:

1. ученики вставали со своих мест в знак приветствия

2. ждали учителя

3. имели желание слушать его

4. оказывали ему личные услуги

5. относились к нему с уважением

В переносном смысле речь идет о том, что ученики должны высказывать усердие проникать в суть наставлений учителя, быть внимательными, повиноваться учителю, выполнять задания.

Учитель должен проявлять сострадание и любовь к ученикам, обучать и тренировать добросовестно, но также и весело, наблюдая за тем, что бы они усваивали все искусства и ремесла одинаково успешно. Причем обучать подопечных он должен в уважительной мере, которую применяет по отношению к друзьям, а еще он должен быть им защитой.


^ 9 Аборт и суицид
В этой области буддисты также руководствуются пятью наставлениями, особенно первым из них, которое подразумевает такое качество, как сострадание. Поскольку для буддистов нет высшего авторитета, когда речь идет о морали, то каждый сам принимает окончательное решение по поводу ситуации, в которой он оказался. Аборта нужно избегать, хотя, как показывает следующий комментарий, эта рекомендация не носит характера абсолютного запрета:

«Аборт, казалось бы, действительно противоречит первому наставлению, и, тем не менее, иногда должны быть приняты во внимание и обстоятельства, смягчающие вину женщины».

Те, кто руководствуются буддийским принципом сострадания, усматривают определенное значение в таком событии, как рождение:

«Каждое рождение – святое. Я думаю, что акушерка должна быть верующей, потому что та энергия, с которой она имеет дело, - святая. Следует знать, что энергия других людей священна».

10



Строго говоря, суицид нельзя отнести к разряду нравственных проблем, поскольку речь о морали заходит, когда наши действия затрагивают других людей. Если же один человек побуждает другого к самоубийству, то это меняет дело. Самоубийство – это глупый поступок, продиктованный желанием прекратить собственное существование. Тем не менее, если речь идет о Благородном существе, как человек, который уже избавился от всех желаний, то акт убийства может быть оправдан. Смерть в этом случае выступает как способ уничтожения его истончившейся связи с миром, за чем следует переход в нирвану, ведь он уже выполнил то, что должен был выполнить.

Как мы уже говорили, в буддизме существует так называемый восьмеричный путь к истине, который описывает то, как люди должны жить. Буддизм отмечает, что если человек следует восьмеричному пути во всех его категориях, то он сможет достичь гармонии и счастья, достичь состояния нирваны. А в чем ж смысл этого восьмеричного пути?

1. Праведное знание. Это начальный этап. Человек должен понять то положение, в котором он находится, должен осознать себя, свой внутренний мир, и тогда это станет отправной точкой дальнейшего развития.

2. Праведная решимость. После того, как ты понял, в каком состоянии находишься, понял зло и добро и их разделение в себе, ты должен исполниться решимости это преодолеть и развить в себе только добро.

3. Праведные слова. После того, как ты исполнился решимостью идти по пути добра, необходимо следовать по этому пути. Недостаточно просто мыслить какими-то правильными категориями, нужно, чтобы твои слова также были чистыми.

4. Праведные поступки. Если ты понял, что такое правда, и решился встать на путь истины, твои поступки должны отражать понимание истины. Необходимо правильно строить свои отношения с другими людьми.

5. Праведный образ жизни. Это уже не просто конкретные поступки, которые ты совершаешь ежедневно. Это значит, что ты не можешь позволить себе заниматься той деятельностью, которая противоречит твоему пониманию истины. Именно поэтому буддизм говорит как о чем-то недопустимом о таких явлениях, как наркомания, проституция, алкоголизм..

6. Праведное усердие. Если ты понял, что такое праведность, если ты решил воплотить это в жизнь, то необходимо прикладывать значительные усилия, чтобы твои благие помыслы перешли в конкретные поступки. Это тот шаг, который часто является для нас непреодолимым барьером.

11



7. Праведные помыслы. Очень важно не только то, что мы говорим и что мы делаем, но и чем мы руководствуемся в поступках, каковы наши мотивы.

8. Праведное созерцание. В буддизме особое внимание придается именно этой составляющей восьмеричного пути, ведущего к совершенству и просветлению. Именно через созерцание Будды были открыты великие истины. В нашей повседневности мы занимаемся какими-то делами не давая себе труда остановиться и взглянуть внутрь себя, понять, что это такое, задуматься над чем-то, выходящем за рамки суеты. Важно уделять какое-то время в жизни самосозерцанию, попытке осознать себя и свои взаимоотношения с окружающим миром, поиску смысла жизни.

^ 10 Уголовное наказание и тюремное заключение
Буддисты считают предосудительным отнимать у живого существа жизнь при любых обстоятельствах. Но в некоторых буддийских странах, особенно в Таиланде и Бирме, смертная казнь как наказание иногда

практикуется. Притом, что на акт убийства в принципе наложен запрет, поскольку убийство является уголовно наказуемым, важно проявлять сострадание в любых случаях. Следует с состраданием относиться к любому человеку в любых обстоятельствах – независимо от действий, им совершенных.
^ 11 Пол и равенство полов

Во всех основных мировых религиях это непростой вопрос, что объясняется причинами исторического и социального характера. В те времена, когда сформировались традиции, женщина по своему положению была подчинена мужчине. Так, Будда сдержанно относился к тому, чтобы принимать в монашеский орден женщин. В монастырях четко оговаривалось разделение мужчин и женщин – с той целью, чтобы исключать ситуации, провоцирующие похотливые желания.

Как бы то ни было, женщина не вытеснялась из буддийского социума – ни из мирской, ни из монашеской среды. Буддийское учение подчеркивало важность роли матери, дарующей жизнь и поэтому заслуживающей сострадания. В целом, женщине отведена второстепенная роль по сравнению с ролью мужчины – независимо оттого, идет ли речь о монашеской сангхе

12



или о мирской жизни. Статус монахини вообще спорен, и западных женщин, решивших посвятить себя монашеской жизни, заранее предупреждали о том, что им никогда не удастся достичь такого же положения, какого достигают монахи - мужчины.

Винная (закон дисциплины) предписывает монахам жить в безбрачии. Следует отметить, что в определенных японских, корейских и тибетских общинах монахам и монахиням разрешается вступать в брак, хотя это скорее исключение, чем правило. Исповедующие буддизм на Западе могут быть женаты и иметь семью, а могут быть и холостыми. Некоторые практикуют безбрачие.

Заключение
Кто такие буддисты? Каковы же моральные ценности, этика, особенности семейного уклада исповедуются в этой религии. Частично мне удалось ответить на поставленный передо мной вопрос, но изучить религию за несколько дней невозможно. Буддизм – религия, которая возникла не за одно тысячелетие и хранит не один десяток тайн.

Сегодня буддизм распространился по всему миру, и буддистов можно встретить в разных странах, впрочем, так же, как представителей других вероисповеданий, например, христиан.

Буддизм оказал сильное влияние на образ жизни в Индии, при своем зарождении и развитии выступив в оппозиции брахманизму. Влияние буддизма на мировую религиозно-философскую мысль огромно. Буддийская культура образовала целый ментально-духовный мир со своими философией, архитектурой, живописью, литературой и формой мышления. В 1950 создано Всемирное братство буддистов.
13



Список использованной литературы:

1) Клайв Эррикер . Буддизм- Пер. с англ. Л. Бесковой.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- 304 с.: ил.-(Грандиозный мир)
2) Кукушин В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.-304.

3) Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И и др. Введение в буддизм. СПб, 2006

4) Будон Ринчендуб. История Буддизма. Перевод с тибетского Е.Е. Обермиллера, перевод с англ. А.М. Обермиллера. СПб, 2006

5) Поисковая система www.google.ru Перевод с тибетского Е.Е. Обермиллера, перевод с англ.; Воронеж: Издательство НПО


Скачать файл (35.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации